суббота, 16 апреля 2016 г.

Эссе «Роль учителя в современном образовательном процессе и развитии личности ребёнка»



Эссе «Роль учителя в современном образовательном процессе и развитии личности ребёнка»
Автор: Якимова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4 города Зеи Амурской области

Главная задача школы сегодня – воспитать личность ученика.
С какого возраста в ребёнке можно признать личность, самостоятельно принимающую решения и самостоятельно за эти решения отвечающую? Попытаюсь ответить на этот вопрос. Когда я знакомлюсь с новыми учениками, то даже не задумываюсь о том, личности передо мной или ещё не личности. Безусловно, вижу в каждом ребенке не безликий объект для своей деятельности, а человека, который может оценить себя, свою работу, поступки одноклассников, учителя; он способен выбирать между «трудными» заданиями и «простыми» и нести ответственность за свой выбор.


Некоторые ученики принимают  решение обучаться у меня исследовательским навыкам. Это был самостоятельный выбор, и каждый понимал, что несет ответственность за свой выбор: в конце учебного года на конференции нужно показать, чему ты научился, как развил свое мышление. Решая исследовательскую задачу, каждый обучающийся активно добывал знания и был заинтересован в результате работы. Каждый сам решил испытать ощущение успеха и связанное с ним признание. Какова моя роль как учителя в этом процессе? Я не передатчик знаний, а партнёр в исследовании, помощник  в проведении эксперимента.
Выходит, что в любом ребёнке любого возраста можно признать личность. Безликих детей не бывает. Другое дело, что духовные, физические и интеллектуальные возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами, и поэтому нуждаются в педагогической помощи и поддержке. Принять помощь ученик может и хочет только от такого учителя, который искренне и глубоко уважает личность ученика. Уважение к личности – один из факторов успешности работы учебного заведения.
Каких учителей ценят дети? Ответ найдём в их собственных суждениях: «Мне нравится учитель, который редко повышает на нас голос», «интересно проводит урок, доступно объясняет», «справедливо оценивает учеников», «вызывает стремление к учёбе, хочется больше узнавать, расширять кругозор», «может пошутить и разрядить обстановку в классе», «призывает быть ответственным за свои поступки», «не выбирает любимчиков». По мнению учеников, «учитель должен быть добрым, умным, отзывчивым, справедливым и весёлым», «уметь сплотить класс». Дети пишут: «Хорошо, когда учитель на уроке даёт передохнуть и сделать зарядку», «Я благодарен учителю, что меня, новенького в классе,  он принял очень радушно», «Этот учитель - пример того, как надо себя вести в сложных жизненных ситуациях, он всегда  предельно сдержан», «Классный руководитель всегда верил в меня, и это придавало мне силы».
Так что же ценят дети? Умение учителя создать комфортный климат на уроке, уважение в единстве с требовательностью, чувство юмора, уважение к личности ученика. Комфортный моральный климат рассматривается современными педагогикой и психологией как один из ведущих факторов эффективности работы учебного заведения.
Я уверена, что только в атмосфере уважения в единстве с требовательностью педагоги смогут передать свои мысли, идеи, жизненные ценности так, что воспитанники естественно примут их и сделают регулятором своего поведения.
Недавно мне удалось увидеть видеоролик, снятый доктором педагогических наук В.П.Окулич-Казариным. Он выяснял, какие проблемы сегодня существуют в школе, каков современный учитель. Выяснилось, что  младшие  школьники получают в школе совсем не то, о чем они мечтали в детском саду: они хотели лепить, клеить, красить, а вынуждены учить трудные предметы. В подростковом возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми людьми, которые знают о мире много и могут интересно рассказать. Дети любят задушевные беседы с классным руководителем, врачами, пожарниками, учеными, психологами – людьми разных профессий [2].
Высказывания детей укрепили меня в мысли, что проблемы школы решаемы. Нужно  организовать внеурочную деятельность, нужно создать особые программы развития детей, учитывающие, что все дети разные: они поют, танцуют, создают красоту из бисера, бумаги, ткани. Для этого школе нужны кадры – люди творческие, способные увлечь творчеством.
Школе необходимо вести тесное сотрудничество с предприятиями города, с учреждениями дополнительного образования. Хорошо, если бы был в школах России час психологии, час семейного воспитания, час этики, на котором не ставились бы оценки.
В чём заключается миссия учителя? Встречаться с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановке, беседовать с ними на животрепещущие темы, обсуждать вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читать свои стихи, говорить о литературе, то есть стремиться глубоко и всесторонне познать воспитанников. Не только с помощью каких-либо тестов, но и путем педагогического наблюдения и интуиции. Являясь классным руководителем, каждый учитель имеет возможность в неформальной обстановке беседовать с учениками. Хороший повод поговорить по душам – поход, турслёт, прогулки, классный вечер, чаепитие, генеральная уборка класса, ремонт кабинета.
Любое из перечисленных мероприятий позволяет школьникам быть включенным в разностороннюю деятельность, обращенную к различным сторонам их психики - интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической. Программа воспитания должна включать в себя не только традиционные учебные предметы, но и плавание, прогулки, танцы, пение. Нужно поощрять литературное и художественное творчество школьников. Учителю следует исходить из правила: «Праздность ума более вредна, чем праздность телесных сил».
И прогулки в начальных классах, и танцы для желающих, и класс эстетического развития, и спортивные секции, и творческие конкурсы – всё есть в нашей школе. Бассейна в школе нет – нет плавания. Но есть городской бассейн в ДЮСШ, и все, кто хочет, может посещать секцию плавания. Задача классного руководителя – дать ученикам и родителям информацию об открытии кружков и секций, о личных качествах творческого человека, готового воспитывать личность ученика.
Школа, семья зачастую не союзники, а скрытые антагонисты. Каждая из сторон, упрекая другую, по-своему права. Занятые своей работой, родители по объективным причинам хронически недовоспитывают детей, уповая на школу. Она же, целиком поглощённая учебными знаниями, как бы ни были увязаны с нравственными проблемами, еще больше, чем семья, недовоспитывает, рассчитывая на родительскую помощь. Роковым образом оказавшийся между двумя “недо”, школьник как человек, как личность деформируется. Между семьей и школой требуется надежное скрепляющее звено. Не мероприятия и даже не их система, а урок может и должен стать этим звеном. Если урок не сделать воспитательным, прикладным – значит, к прорехам семейного воспитания добавить еще одну и вовсе оголить человека [1].
Только единство образовательного и воспитательного пространства, свободы личности принесут хорошие плоды. Ведь еще Аристотель говорил: “Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперёд”.
Миссия учителя – организовать участие школьников в творческих конкурсах, обеспечивающих самовыражение школьников. Задания творческого характера основаны на законе необходимого разнообразия в творчестве, на законе высокой степени самостоятельности, что является необходимым для одарённых детей. Мы поощряем  творчество детей. Награждаем ребят грамотами, дипломами, вручаем их на линейках, пишем о победах на школьном сайте, доводим до сведения родителей и общественности через газету «Зейский вестник» и на родительских собраниях.
Что нужно школе, чтобы работа с одарёнными и не одарёнными, а просто увлечёнными детьми состоялась? Грамотные, увлечённые делом специалисты. Значит, самой программы недостаточно. Даже если она – идеальная. Нужны кадры. Нужны профессионалы! Вот ведущий фактор, способствующий эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Рассмотрим темы творческих работ: «Молодёжь  XXI века: будущее и настоящее», «Мои права и обязанности», «Если бы я был губернатором», «На круглой планете есть место всем на свете», «Письма, обожжённые войной», «Заповедные места Зейского района», «Зелёная планета», «Зейкая ГЭС – свет и тепло в доме» и другие… Все конкурсы прививают любовь к родине, учат любить природу, мир, жизнь, людей, свой город.  Любовь к Отчизне, как утверждал К.Д. Ушинский, — самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его нравственности. Иногда общество переживает духовно-нравственный кризис, но любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных сил.
Мы все целенаправленно ведём процесс воспитания гражданской зрелости, в этом тоже состоит роль учителя в современном образовательном процессе. Все творчески работающие учителя, кому небезразлично будущее ребёнка и будущее России. Значит, самого факта проведения конкурса недостаточно. Нужен человек, который душой болеет за дело, за страну, и убедит детей в важности решения «взрослых проблем». Нужны профессионалы! Это ведущий фактор, способствующий эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Список литературы
1)      Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы / М. Просвещение, 1988.

Окулич-Казарин В.П. [Электронный ресурс]. - www.pedagog21.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий