Эссе «Роль учителя в современном
образовательном процессе и развитии личности ребёнка»
Автор:
Якимова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4
города Зеи Амурской области
Главная
задача школы сегодня – воспитать личность ученика.
С какого
возраста в ребёнке можно признать личность, самостоятельно принимающую решения
и самостоятельно за эти решения отвечающую? Попытаюсь ответить на этот вопрос.
Когда я знакомлюсь с новыми учениками, то даже не задумываюсь о том, личности
передо мной или ещё не личности. Безусловно, вижу в каждом ребенке не безликий
объект для своей деятельности, а человека, который может оценить себя, свою
работу, поступки одноклассников, учителя; он способен выбирать между «трудными»
заданиями и «простыми» и нести ответственность за свой выбор.
Некоторые ученики принимают решение обучаться у меня исследовательским
навыкам. Это был самостоятельный выбор, и каждый понимал, что несет
ответственность за свой выбор: в конце учебного года на конференции нужно
показать, чему ты научился, как развил свое мышление. Решая исследовательскую
задачу, каждый обучающийся активно добывал знания и был заинтересован в
результате работы. Каждый сам решил испытать ощущение успеха и связанное с ним
признание. Какова моя роль как учителя в этом процессе? Я не передатчик знаний,
а партнёр в исследовании, помощник в
проведении эксперимента.
Выходит,
что в любом ребёнке любого возраста можно признать личность. Безликих детей не
бывает. Другое дело, что духовные, физические и интеллектуальные возможности
детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами
обучения и жизненными проблемами, и поэтому нуждаются в педагогической помощи и
поддержке. Принять помощь ученик может и хочет только от такого учителя,
который искренне и глубоко уважает личность ученика. Уважение к личности – один
из факторов успешности работы учебного заведения.
Каких учителей ценят дети? Ответ найдём в их
собственных суждениях: «Мне нравится учитель, который редко повышает на нас
голос», «интересно проводит урок, доступно объясняет», «справедливо оценивает
учеников», «вызывает стремление к учёбе, хочется больше узнавать, расширять
кругозор», «может пошутить и разрядить обстановку в классе», «призывает быть
ответственным за свои поступки», «не выбирает любимчиков». По мнению учеников,
«учитель должен быть добрым, умным, отзывчивым, справедливым и весёлым», «уметь
сплотить класс». Дети пишут: «Хорошо, когда учитель на уроке даёт передохнуть и
сделать зарядку», «Я благодарен учителю, что меня, новенького в классе, он принял очень радушно», «Этот учитель -
пример того, как надо себя вести в сложных жизненных ситуациях, он всегда предельно сдержан», «Классный руководитель всегда
верил в меня, и это придавало мне силы».
Так что же ценят дети? Умение учителя создать
комфортный климат на уроке, уважение в единстве с требовательностью, чувство
юмора, уважение к личности ученика. Комфортный моральный климат рассматривается
современными педагогикой и психологией как один из ведущих факторов
эффективности работы учебного заведения.
Я уверена, что только в атмосфере уважения в единстве
с требовательностью педагоги смогут передать свои мысли, идеи, жизненные
ценности так, что воспитанники естественно примут их и сделают регулятором
своего поведения.
Недавно мне удалось увидеть видеоролик, снятый
доктором педагогических наук В.П.Окулич-Казариным. Он выяснял, какие проблемы
сегодня существуют в школе, каков современный учитель. Выяснилось, что младшие школьники получают в школе совсем не то, о
чем они мечтали в детском саду: они хотели лепить, клеить, красить, а вынуждены
учить трудные предметы. В подростковом возрасте
дети нуждаются в общении со взрослыми людьми, которые знают о мире много и
могут интересно рассказать. Дети любят задушевные беседы с классным руководителем,
врачами, пожарниками, учеными, психологами – людьми разных профессий [2].
Высказывания
детей укрепили меня в мысли, что проблемы школы
решаемы. Нужно организовать внеурочную
деятельность, нужно создать особые программы развития детей, учитывающие, что
все дети разные: они поют, танцуют, создают красоту из бисера, бумаги, ткани.
Для этого школе нужны кадры – люди творческие, способные увлечь творчеством.
Школе
необходимо вести тесное сотрудничество с предприятиями города, с учреждениями дополнительного
образования. Хорошо, если бы был в школах России
час психологии, час семейного воспитания, час этики, на котором не ставились бы
оценки.
В чём
заключается миссия учителя? Встречаться с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановке,
беседовать с ними на животрепещущие темы, обсуждать вопросы добра и зла,
подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читать свои стихи,
говорить о литературе, то есть стремиться глубоко и всесторонне познать
воспитанников. Не только с помощью каких-либо тестов, но и путем
педагогического наблюдения и интуиции. Являясь классным руководителем, каждый
учитель имеет возможность в неформальной обстановке беседовать с учениками.
Хороший повод поговорить по душам – поход, турслёт, прогулки, классный вечер,
чаепитие, генеральная уборка класса, ремонт кабинета.
Любое из перечисленных мероприятий
позволяет школьникам быть включенным в разностороннюю деятельность, обращенную
к различным сторонам их психики - интеллектуальной, физической, сенсорной,
художественно-эстетической. Программа воспитания должна включать в себя не
только традиционные учебные предметы, но и плавание, прогулки, танцы, пение.
Нужно поощрять литературное и художественное творчество школьников. Учителю
следует исходить из правила: «Праздность ума более вредна, чем праздность
телесных сил».
И прогулки в начальных классах, и танцы для желающих,
и класс эстетического развития, и спортивные секции, и творческие конкурсы –
всё есть в нашей школе. Бассейна в школе нет – нет плавания. Но есть городской
бассейн в ДЮСШ, и все, кто хочет, может посещать секцию плавания. Задача
классного руководителя – дать ученикам и родителям информацию об открытии
кружков и секций, о личных качествах творческого человека, готового воспитывать
личность ученика.
Школа, семья зачастую не
союзники, а скрытые антагонисты. Каждая из сторон, упрекая другую, по-своему
права. Занятые своей работой, родители по объективным причинам хронически
недовоспитывают детей, уповая на школу. Она же, целиком поглощённая учебными
знаниями, как бы ни были увязаны с нравственными проблемами, еще больше, чем
семья, недовоспитывает, рассчитывая на родительскую помощь. Роковым образом
оказавшийся между двумя “недо”, школьник как человек, как личность
деформируется. Между семьей и школой требуется надежное скрепляющее звено. Не
мероприятия и даже не их система, а урок может и должен стать этим звеном. Если урок не сделать воспитательным,
прикладным – значит, к прорехам семейного воспитания добавить еще одну и вовсе
оголить человека [1].
Только единство образовательного и воспитательного
пространства, свободы личности принесут хорошие плоды. Ведь еще Аристотель
говорил: “Кто
двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад,
чем вперёд”.
Миссия учителя – организовать участие школьников в
творческих конкурсах, обеспечивающих
самовыражение школьников. Задания творческого характера основаны на законе
необходимого разнообразия в творчестве, на законе высокой степени
самостоятельности, что является необходимым для одарённых детей. Мы
поощряем творчество детей. Награждаем
ребят грамотами, дипломами, вручаем их на линейках, пишем о победах на школьном
сайте, доводим до сведения родителей и общественности через газету «Зейский
вестник» и на родительских собраниях.
Что нужно школе, чтобы работа с одарёнными и не одарёнными,
а просто увлечёнными детьми состоялась? Грамотные, увлечённые делом
специалисты. Значит, самой программы недостаточно. Даже если она – идеальная.
Нужны кадры. Нужны профессионалы! Вот ведущий фактор, способствующий
эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Рассмотрим темы творческих работ: «Молодёжь
XXI века: будущее и
настоящее», «Мои права и обязанности», «Если бы я был губернатором», «На
круглой планете есть место всем на свете», «Письма, обожжённые войной»,
«Заповедные места Зейского района», «Зелёная планета», «Зейкая ГЭС – свет и
тепло в доме» и другие… Все конкурсы прививают любовь к родине, учат любить
природу, мир, жизнь, людей, свой город. Любовь к Отчизне, как утверждал К.Д.
Ушинский, — самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет
стержень его нравственности. Иногда общество переживает духовно-нравственный
кризис, но любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных
сил.
Мы все целенаправленно ведём процесс воспитания гражданской зрелости, в этом тоже
состоит роль учителя в современном образовательном процессе. Все творчески
работающие учителя, кому небезразлично будущее ребёнка и будущее России.
Значит, самого факта проведения конкурса недостаточно. Нужен человек, который
душой болеет за дело, за страну, и убедит детей в важности решения «взрослых
проблем». Нужны профессионалы! Это ведущий фактор, способствующий эффективности
учебно-воспитательной деятельности.
Список
литературы
1)
Ильин
Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта
работы / М. Просвещение, 1988.
Комментариев нет:
Отправить комментарий