Технологическая карта урока открытия новых знаний в 6 классе по теме
"Правописание отрицательных местоимений"
(презентация
к уроку).
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность
учеников.
Метапредметные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и
отличное, самостоятельно делать выводы, классифицировать материал).
Предметные: находить
орфограмму «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях» и «Слитное и раздельное написание отрицательных
местоимений», правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды
орфограмм в неопределенных и отрицательных местоимениях, графически обозначать
опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД и
технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
|
I. Самоопределение к деятельности. Оргмомент.
|
Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Выявление отсутствующих.
Интересно ли было вам выполнять упр. 477? Что было интересно? С какими
трудностями вы столкнулись? К какому стилю речи относится текст? Каков тип
речи? Местоимение какого разряда встретилось в разбираемом предложении? (эта – указательное) С помощью какого местоимения
связано последнее предложение текста с предпоследним? (она – личное)
|
|
II. Актуализация изученного.
|
Используется
презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых
знаний (см. презентацию).
1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью
компьютера):
Слова должны быть записаны в два
столбика с орфограммой «Раздельное написание местоимений с предлогами» и «Дефисное
написание неопределенных местоимений». (Это материал, изученный в 6 классе.)
2. Проверка проводится с помощью следующего
слайда:
– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде.
Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (Это местоимения, имеют предлоги или
одинаковые суффиксы, они образованы от вопросительных местоимений
приставочным и суффиксальным способами.)
– Обозначьте в словах орфограмму.
– Назовите условия выбора орфограмм.
– На основе графических обозначений сформулируйте правила.
|
Познавательные УУД
Владеть
приёмами анализа и систематизации материала.
Умение
классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации
Регулятивные
УУД
Коммуникативные УУД
Соблюдать
в практике речевого общения орфоэпические нормы.
|
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).
|
Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и выполняют
задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот
материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при
закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно
зафиксировать ещё раз опознавательные признаки орфограмм «НЕ и НИ в
отрицательных местоимениях» и «Слитное
и раздельное написание отрицательных местоимений», так как есть
возможность выбора букв-гласных Е или И в приставке. Это и служит основой
постановки проблемного вопроса: какую букву – Е или И– нужно писать в
приставках отрицательных местоимений? Проблемный вопрос
можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике
С.И.Львовой на стр. 126, 6 кл.
Сформулируйте цель, которую вы ставите
себе на уроке.
- узнать что …
- научиться чему…
|
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Самостоятельная
постановка цели, формулирование темы, планирование своей работы на уроке
|
IV. Открытие нового знания.
|
1.Ответьте на вопросы учителя
отрицательно. 1) Сколько у тебя в портфеле игрушек? 2) Кого поругать за некрасивый
почерк? 3) У кого есть фломастеры? 4) Кто не читает книг? 5) Какие
принадлежности остались дома? 6) С кем пойду к завучу на беседу? 7) Чьих мам приглашу? 8) Для кого я принесла
куклу? 9)
На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два
столбика слов, используются вопросы: Что объединяет записанные слова? (Слова
служат для отрицания чего-либо: предмета, лица, количества, признака.)
2. Далее учащиеся самостоятельно в
парах наблюдают над словами, устанавливают закономерность использования
букв Е и И в приставке и закономерность раздельного написание местоимений с
предлогами.
3. Попробуйте преобразовать информацию в
текст стихотворения или схему.
4. Чтение теории на стр. 125 – 126.
|
Познавательные УУД
Перерабатывать
и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
Умение анализировать,
сравнивать, сопоставлять и делать выводы
Коммуникативные УУД
Умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
|
V. Развитие языковых, правописных и речевых умений.
|
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр.656 (1, 2, 6). Развивается умение объяснять условия
выбора изучаемой орфограммы. Списывание с графическим обозначением условий
выбора орфограммы.
Показать подсказку-гармошку.
Упр.657. Совершенствуются орфографические умения
– писать слова с орфограммой «Слитное и раздельное написание слов», а также устно и графически обозначать
условия выбора этой орфограммы.
Задание ученики выполняют письменно в парах.
Самопроверка.
2. Упр. 658 (1 вариант
- нечетные, 2 вариант - четные). С какими трудностями вы встретились при выполнении упр.? Развитие умений
не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – «Не с глаголами».
Взаимопроверка в
парах.
Прочитайте только такие отрицательные местоимения, которые вы написали
слитно.
Прочитайте только такие отрицательные местоимения, которые вы написали
раздельно в три слова.
Прочитайте отрицательные местоимения с приставкой НЕ. Прочитайте
отрицательные местоимения с приставкой НИ.
Прочитайте глаголы с частицей НЕ. Как вы их написали?
|
Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать
информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы).
2. Строить логические рассуждения.
3. Производить анализ, синтез, сравнение.
Регулятивные УУД.
|
VI. Итог урока.
|
– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (отрицательные местоимения образуются от…
отрицательные местоимения отличаются от
неопределенных …
Приставка Ни пишется…
Приставка НЕ пишется…
Пишется в три слова…)
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова
урока.
1).
2).
-Выполните тест. Смотрим слайд презентации.
-
Сделайте вывод:
Что вы узнали на уроке?
Чему научились?
Для чего нужно знать орфограмму «Правописание не
и ни в отрицательных местоимениях», «Слитное и раздельное написание
отрицательных местоимений»?
|
Регулятивные УУД.
|
VII. Домашнее задание.
|
Рефлексия. Технология
незаконченных предложений.
Сегодня на уроке мне удалось…
Самым интересным было для меня…
Хочу запомнить правило написания суффиксов ек, ик, чтобы…
Определи уровень своей подготовленности, показав учителю карточку:
зелёная – «У меня всё получилось!», красная – «У меня остались сомнения!»,
белая – «Я ничего не понял…».
1. Стр. 125, 126 выучить правило, по
выбору учеников упр. 660 или 659.
|
Познавательные УУД
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий