пятница, 15 апреля 2016 г.

Школьный контроль в условиях реализации ФГОС



Якимова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4,  г. Зея, Амурская область
«Школьный контроль в условиях реализации ФГОС»
Какой ученик не боится контрольной работы? Бывало ли у Вас так, что кто-нибудь ушёл с урока, потому что у него болит голова и поднялась температура? Смею заметить, что ученик не обманывает Вас: ему действительно плохо. Ребёнок испытывает стресс, страх перед проверкой, перед неизвестностью.
Что же должна я как учитель сделать, чтобы уменьшить тревожность и сделать урок проверки знаний радостным или хотя бы спокойным? Попробую составить самоинструкцию.
Заходя в класс перед проверочной работой, сказать мягкое, простое и доброе слово «здравствуйте» и улыбнуться, посмотреть в глаза каждому. Обязательно ярко, красиво или необычно одеться. Пусть за окном льет дождь и пасмурно, темно и снег заметает улицу - у нас в классе светло, тепло и спокойно, мы красивые, умные и всё знаем и умеем -  повторяли. Это надо озвучить – создать психологический настрой.
Нужно помнить, что структура и содержание контрольной работы должны быть известны школьникам. В неё включаются такие задания, которые уже выполнялись в течение четверти. Можно текст такой контрольной работы разместить на доске и дать ученикам возможность на переменах изучать его.
При таком подходе результаты усвоения знаний и умений станут выше, потому что создается психологический комфорт, появляется интерес к учению, происходит снижение тревожности и боязни ошибок. А это уже не только предметные, но и личностные результаты.
Тексты контрольных работ должны быть воспитательными, интересными, соответствовать возрасту школьников. Ведь главная цель воспитательной работы с классом – помочь каждому ребёнку сформироваться умственно и нравственно.
Контрольные работы должны быть разнообразными по форме и содержанию. И зачёту, и диктанту, и компьютерному тестированию должно быть место в школьном контроле. Детям больше всего нравится компьютерное тестирование и немедленное оценивание собственной работы.
Каждого ученика необходимо ознакомить с критериями оценивания работ, это повышает мотивацию к учению. Есть эталон, к которому надо стремиться. Так достигается объективность и единство подходов к оцениванию.
Кроме отметки, ребёнок нуждается в словесной оценке своей работы: «образцовая работа», «молодец», «нестандартное решение», «как аккуратно ты пишешь – приятно читать!». Об этом не забывать! Но не следует вслух при всём классе оглашать отметки, сравнивать ответы одного ученика с другим, от этого самооценка ученика снижается. Ребенок должен сам оценивать себя и сравнивать себя с самим собой: лучше-хуже, меньше-больше, чем в прошлый раз.
Если следовать установленным правилам, то у всех участников образовательного процесса настроение будет хорошим даже в момент контроля.
Проведём анализ школьных контрольных работ по русскому языку с точки зрения соответствия требованиям ФГОС.  Сначала рассмотрим содержание первого раздела ФГОС – «ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ». В этом разделе описаны цели разработки и введения ФГОС, даны определения стандарта, описаны его концептуальные положения. Цели ФГОС отражают мнение теоретиков и практиков педагогики о том, что в современном, стремительно изменяющемся мире выпускника школы необходимо снабдить, в первую очередь, умением находить и использовать нужную информацию, а не только набором фактов, понятий, алгоритмов – тем, что мы называли предметными ЗУНами. Это положение отражает структура образовательных результатов во ФГОС – метапредметные результаты (обеспечиваемые общеучебными умениями) в стандартах прописываются перед предметными. Но перед метапредметными указаны еще и такие результаты, которые раньше были, в основном, результатами системы воспитательной работы. Речь идет о личностных результатах образования [4; 1, с. 9].
Обратим внимание на контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» для 6 класса и затем определим, соответствует ли он требованиям ФГОС.
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалеку от дома в березовом лесочке. Всё кругом купается в золотистых лучах тепла и света**. Надо мной свисают ветви берёз. Листья на них кажутся изумрудно-зелёными. Светлые зайчики бегут один за другим по примятой траве по дорожке.
И вдруг мне послышался знакомый прерывистый негромкий голосок кукушки.
Я залез в куст орешника и стал прислушиваться и присматриваться**.
Гляжу: через поляну летит какая-то птица. Хвост у неё длинный, сама серая, а грудка пестренькая. Подлетает к соседнему дереву, села на сучок, пригнулась да как закричит: «Ку-ку!». Так я первый раз увидел кукушку. (По Г.Скребицкому).
Грамматическое задание:
1). Синтаксический разбор указанного предложения.
2). Морфемный разбор слов: 1 вариант – послышался, пёстренькая, зайчики; 2 вариант – присушиваться, прерывистый, орешник.
3). Морфологический разбор местоимения: 1 вариант – (надо) мной; 2 вариант – какая-то.
4). Словообразовательный разбор слов: 1 вариант – закричит, золотистый; 2 вариант – негромкий, берёзовый.
Самая обычная контрольная работа, проверяющая только предметные результаты учеников, никак не метапредметные. А по стандарту второго поколения должно быть так: структура и содержание контрольной работы должны мотивировать учеников и на овладение предметным знанием, и на овладение универсальными учебными действиями, помогать устанавливать цели саморазвития [4]. Задания одинаковы для всех, нет уровневой дифференциации. Текст диктанта и задания к нему не были известны ученикам в начале четверти. Учитель проверял уровень сформированности умения разбирать слова по составу, определять частеречные признаки у местоимения, умения строить словообразовательную цепочку, проверял усвоение правил орфографии и пунктуации, изучаемых в течение учебного года.
Проведена диагностика достигнутых результатов, учитель выявил типичные ошибки и спланировал свои дальнейшие действия по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. А что ученик? Переживал, волновался. Но каких личностных результатов он достиг? Никаких. Может быть, был внимательным, сосредоточенным, аккуратно писал. Программу самообразования ученик, конечно, сам себе не составит, да и работу над ошибками, скорее всего, не сделает – не умеет. Только систематическое повторение программного материала, организованное учителем, даст какие-то сдвиги в усвоении пробелов в знаниях.
Контрольные работы в такой форме проводятся 4 – 6 раз в год: не зачёт, не тестирование или что-то другое, а диктант. Нет разнообразия методов и форм контроля, а по моему мнению, так не должно быть. Подход к ученикам должен быть другим – человечнее, лояльнее.
Рассмотрим контрольную работу по теме «Имя существительное» в форме зачёта, проведённую в 5 классе. 
Отметка
«Зачёт»
4
5
Обязательная часть
5 баллов
6 баллов
6 баллов
Дополнительная часть

3 балла
5 баллов
Обязательная часть
1. В каких случаях существительное имеет окончание –и ?
А. участвует в соревновани_; Б. побывали на станци_; В. говорили о дорог_; Г. В подземель_; Д. на площад_; Е. на постельк_.
2. Какие существительные имеют только одну форму числа? А. Рассвет.
Б. Молоко. В. Ворота. Г. Магазин.
3. Внимательно прочитайте предложения. Выпишите слова с окончанием – ИЕ.  Синие облака виднелись вдали. Решение задачи вызывало затруднение.
4. Найдите существительное, на конце которого пишется мягкий знак:
А. (много) сокровищ…; Б. (возле) дач…; В. брош…; Г. ключ… Д. (из-за) туч….
5. В каком слове ударение падает на второй слог? А. инструмент; Б. свекла; В. километр; Г. досуг.
6. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется –о: А. ж…лтый; Б. ш…пот; В. туч…й; Г. ключ…м.
7. В окончаниях каких существительных во множественном числе именительном падеже пишется –ы? А. Шофёр. Б. Директор. В. Столяр.
Дополнительная часть
8. (3 балла). Укажите неправильную форму употребления родительного падежа множественного числа: А. пара мандаринов; Б. килограмм апельсинов; В. много помидоров; Г. нет сапогов.
9. (2 балла). Придумайте и запишите по два существительных с суффиксами –ик, -ок-.
10. (3 балла). Начертите и заполните таблицу:
Номер по порядку
Роль имени существительного в предложении
Примеры



Текст такой контрольной работы обязательно вывешивается на информационную доску. Школьникам в начале изучения темы предоставляется полная информация о том, какие типы заданий будут в зачёте, какие параграфы нужно повторить или выучить, что нужно уметь делать. В течение изучения темы ученики знакомятся с одним из трёх вариантов, выполняют тест, подобный тому, который будет контрольным, итоговым. При таком подходе результаты усвоения знаний и умений становятся выше, потому что создается психологический комфорт, появляется интерес к учению, исчезает страх перед контролем. С момента оглашения содержания контрольной работы до зачёта проводятся промежуточные проверочные работы, на которых ученики сами себя контролируют, сами оценивают свои результаты; вслух, с радостью сообщают, что всё получилось или ошибок мало. Происходит достоверное снижение тревожности и боязни ошибок. А это уже не только предметные, но и личностные результаты [1, 2].
И всё же такая тематическая контрольная работа тоже не обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, который бы позволил вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Что получается? В школе вводятся требования ФГОС, а диагностических работ в формате ФГОС нет: не даются из отдела образования, не составляются учителями-практиками, так как, к сожалению, ещё нет опыта такой работы, хотя уже существуют требования к кадровым ресурсам  (компетентности учителя и специалистов)  в соответствии с ФГОС. Учитель, реализующий требования ФГОС, должен уметь «проектировать контрольные работы,  структура и содержание которых должны проверять не только предметные, но и метапредметные результаты ученика». Учитель  должен использовать принцип критериального оценивания: проектировать  сам или использовать разработанные специалистами показатели и уровневые дескрипторы (описание уровней качества выполненного задания, обычно в соотнесении с балльной оценкой) для оценивания качества выполненной работы, по которым проектируется дальнейшая работа ученика [1, 3].
Организация диагностики учебно­познавательных достижений  должна проводиться учителем корректно. Например, проверить уровень сформированности умения преобразовывать информацию на материале темы можно только при условии достижения определённого уровня знаний предметного содержания. Структура и содержание контрольной работы должны мотивировать школьников и на овладение предметным знанием, и на овладение универсальными учебными действиями, помогать устанавливать цели саморазвития [1, с. 18].
Что нового в соответствии с требованиями ФГОС делаю я? Работая в выпускных классах,  обязательно знакомлю учеников с критериями оценивания творческих работ, это повышает мотивацию старшеклассников к учению. Даю конкретные образцы ученических сочинений и текстов изложений с их оценкой по критериям. В 9 и 11 классе оцениваю письменные работы только по критериям, они есть в КИМах. Так достигается объективность и единство подходов к оцениванию. Образцы работ школьников обеспечивают наглядность и очевидность их достижений. Оценки размещаются в электронном журнале, и родители и ученики узнают, за что школьник получил отметку. В конце четверти в классном уголке вывешиваю табель об успеваемости и рейтинг внутри класса. Анализируя творческие работы, даю словесную оценку работе.
Разработкой тематических работ в формате критериального оценивания (контрольная работа в формате ФГОС) в нашей школе ещё никто из учителей русского языка не занимался: в школе нет учителя-методиста. В прошлом учебном году МОБУ СОШ № 4 города Зеи вошла в экспериментальную площадку по ведению ФГОС. Пятиклассники выполнили стартовую контрольную работу, присланную из областного центра. Вот её образец:
Инструкция для ученика
Выбери 8 любых заданий из 10 и реши их. Если не сможешь решить какое-либо задание, то опиши свою трудность в специально отведенном для этого месте (комментарии и вопросы ученика). Работа рассчитана на 45 минут.
Блок А
1.Найди и исправь ошибки в диктанте (зачеркни неверную букву или слово и сверху напиши правильно).
 За вершинами леса скрылась сонце. Прахладно и сыро в лесу. Оживаит земля. Пахнет весенними почьками. Вот сам собой шевильнулся на земле мокрый лесток. Под ним паказалась из земли зелёная стрелка моладой травке.
Много звуков слышется в чорном лесу. Заливаются на деревъях пефчие дрозды. На вершине старова дуба громко воркует дикий голубь. Около прозрачнай лужи сидят лягушки.
Вытинув длинные шеи, пролетели над тёмным лесам утки. Страшна захохотал филин. Пронеслись над макушками деревъев лесные кулички.
2. Определи части речи для всех выделенных курсивом слов (надпиши сокращённо сверху). А) длинная юбка, удлинить юбку, длинно рассказывать, длина юбки; Б) два брата, двое братьев, обидная двойка, удвоить урожай, играть вдвоём, двойственное решение.
3. Исправь неверно указанные грамматические признаки слов (зачеркни ошибку и напиши сверху правильно). (Пообедать ) пирожком – пирожок, имя сущ., неодуш., 1 скл., мн. ч., П.п. (К) тёплым (пирожкам) – тёплый, имя прил., 1 скл., м.р., мн. ч., Т.п. (Пирожки) остывают – остывать, глагол, 2 спр., наст. время , 2 лицо, мн. ч.
4. Определи и подчеркни все члены предложения (главные и второстепенные). А) Папа с мамой вчера посмотрели необычный фильм. Б) Мне подарили компьютер.
5. Вставь Ь, где это необходимо. Определи роль буквы Ь в словах и заполни таблицу: Декабр…, дежуриш…, морков…, жил…ё, туннел…, реч…, пал…то, молодёж…, простудиш…ся, порыгун…я, доч.., понедел…ник, бел…ё, брош…, пустош…
Ь как показатель мягкости согласного
Ь - разделительный
Ь как показатель слов-предметов женского рода
Ь – показатель слов, называющих действия




6. В стенгазету «В мире животных» принесли заметку.
Однажды, когда я проходил вдоль реки, которая протекала невдалеке от дома, в котором я живу, я увидел под кустом ёжика. Когда ёж заметил меня, он свернулся в клубок. Когда я подошёл ближе и тронул его носком своего ботинка, он смешно зафыркал своим носом. Тогда я выломал палочку, потом  снял свою кепку, затем вкатил в неё ежа и принёс его к себе домой. Когда братья  увидели ежа, то они очень обрадовались. Ёжик жил у нас дома целую неделю. Мы кормили ёжика молоком и хлебом. Когда мы приехали домой, мы принесли ежа в школу, в живой уголок, чтобы он там жил. Ёжик быстро привык к живому уголку и к ребятам, а они к нему.
Члены редколлегии прочитали её и решили, что тема интересная, но заметку надо основательно отредактировать… Напиши от лица членов редколлегии рекомендации автору так, чтобы он сам смог отредактировать свой текст. 
Блок Б
7. Найди орфограммы в корнях слов, которые нельзя проверить по известным тебе правилам. Подчеркни эти орфограммы, отметь галочкой слова, в которых они встретились.  расшевелить – шевелится; подстелить – подстилка; беготня – бегать; пловец – плавать; появился – появится; рассмотреть – рассматривать.
8. Отметь галочкой слова, правописание которых ты не можешь объяснить. Деревья. Инъекция. Въеду. Шуба. Парашют. Жюри. Маяк. Яма. Майор.
9. Отметь галочкой слова (или формы слов), которые ты не можешь отнести к изученным частям речи. Чтение. Читать. Читанный. Читаемый. Читающий. Читавший.
Объясни, почему ты не можешь отнести эти слова (или формы слов) к изученным частям речи.
10. Прочитай. Высокий дуб рос на холме. Шли годы. Кругом появились дома, улицы. А дуб продолжал расти, удивляя горожан. Добавь в этот текст несколько предложений так, чтобы в нём получилось три части. Запиши получившийся текст целиком. Если хочешь, озаглавь его.
Проведём анализ указанной контрольной работы. На мой взгляд, эта контрольная работа  соответствует требованиям ФГОС. Она содержит задания, проверяющие метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике (см. задание 6 из блока А), самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности. Например, пятиклассники показали коммуникативные умения (понимание темы текста, умение озаглавить текст, отразив в заголовке тему или основную мысль текста (задание 10 из блока Б); совершали познавательные универсальные учебные действия: применяли умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации (задание 5). Ученики сами устанавливали, какие задания из 10 выполнить, и несли ответственность за свой выбор. Задание 9 требовало от ученика установить причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. Творческие задания № 6 из блока А и 10 из блока Б нацелены на развитие у школьников умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владения письменной монологической контекстной речью. Задания Блока Б требуют принятия решения и осознанного выбора, таким образом, происходит формирование регулятивных УУД. Действительно, диагностическая стартовая предметная проверочная работа соответствует требованиям ФГОС.
Итак, были проанализированы задания контрольных работ разного вида с позиций новых стандартов. Можно ли предложить альтернативные задания, кроме компьютерного тестирования? Мне кажется, что контрольные работы должны быть разными по форме и содержанию. И зачёту, и диктанту, и работе в формате ФГОС, и компьютерному тестированию  должно быть место в современной школе. Контрольные работы должны проверять и предметные, и метапредметные знания.
Список литературы
1.                Галеева Н.Л. Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 80 с.
2.                Галеева Н.Л. Ресурсы  учебного успеха ученика // Справочник заместителя директора школы. 2010. №4. С.20–32.
3.                Галеева Н.Л. Управление профессиональным развитием педагогов в условиях введения ФГОС//Управление школой. 2013. № 4(563). C. 23–30.
4.                Федеральные стандарты начального общего образования, основного общего образования и основного (полного) общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий