суббота, 16 апреля 2016 г.

Технологическая карта урока





Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.
Якимова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4 города Зеи Амурской области.
Урок открытия новых знаний по теме «Гласные в суффиксах –ЕК и –ИК имён существительных».

Открытый урок русского языка в 6 классе

Цели урока:

          формирование личностных результатов: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения




·                     формирование метапредметных результатов обучения: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение определять понятия, анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы, классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, создавать условия для развития коммуникативных навыков; умение создавать и применять алгоритм для решения учебных и познавательных задач; умение работать в паре; умение самостоятельно ставить цель, контролировать себя и оценивать результаты собственной деятельности, делать осознанный выбор домашнего задания.
·                     формирование предметных результатов: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet.
ХОД УРОКА
Развиваемые  УУД
Этапы урока

1. Организационный момент. Приветствие.
Познавательные УУД обеспечивают формирование метапредметных результатов:



Коммуникативные УУД


Познавательные УУД
Развитие интереса к русскому языку

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».
Внимательно посмотрите на характеристики, которые соответствуют существительному. Если вы увидели лишнее, то скажите об этом, и мы сотрём: предмет, действие, признак, склоняется, спрягается, лицо, время, число, род, падеж, простое, составное, порядковое, собственные, сказуемое, подлежащее, главный член, второстепенный член, служебная часть речи, несклоняемые, не является членом предложения, притяжательное.
По данному кластеру  составьте рассказ о существительном. Смотрите на доску.
Прочитайте предложение. Какие слова являются, по-вашему мнению, существительными? Глокая куздра штеко кудланула букрёнка. По каким признакам вы определили, что слова «куздра» и «букрёнок» - существительные? Знаете ли вы существительные, которые построены  по такой же модели? (козлёнок, бельчонок).

Коммуникативные УУД





Познавательные УУД

3. Опрос.
1) Что такое существительное?
2) Что нужно сделать, чтобы выделить суффикс существительного? Выдели суффикс в словах молодость, ночка, аптекарь, пахарь, лесник, обогреватель, сынок, дочка?
3) Какими способами образуются существительные? Как образованы слова белизна, выстрел, медвежонок, учитель. Какое слово лишнее в этом ряду?
4) Как пишутся слова прил/о/а/жение, прик/о/а/сновение, г/о/а/рение, оз/о/а/рение. Каким способом они образованы?
5) Как пишутся слова язык…вед, пчел…вод, лун…ход, глаз…мер, пеш…ход. Каким способом они образованы? Какое слово лишнее в этом ряду?


4. Определение цели урока. Сегодня мы познакомимся с ещё одним орфографическим правилом, связанным с написанием существительного. А с каким, скажете позже.

Регулятивные УУД
Самостоятельная постановка цели, формулирование темы, планирование своей работы на уроке
Проблемная задача. Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?
Чем же мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте тему урока. Какой способ обучения лучше: я расскажу правило, и вы будете выполнять упражнения, или вы сами догадаетесь, как правильно писать слова замочек, ключик? Почему второй способ лучше? Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? (познакомится с чем..., учиться чему?..)

Умение классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации



Регулятивные УУД
5. Наблюдения над словами, формулировка правила.
Распределите слова в два столбика по какому-то известному вам принципу: кирпичик, мячик, сыночек, мячики, ключик, сыночки, ключики, подарочек, подарочки, кирпичики, человечек, человечки.
По какому принципу вы распределяли слова? (единственное и множественное число) Можно по-другому распределить слова? (одушевленные и неодушевленные, гласные выпадает или остаётся).
Проверьте себя, посмотрите на слайд.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы




Коммуникативные УУД
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Понаблюдайте за словами из следующего задания:
Есть карандашик – нет карандашика.
Есть клубочек – нет клубочка.
Есть носочек – нет носочка.
Есть кирпичик – нет кирпичика.
Есть пузырёчек – нет пузырёчка.
Есть мячик – нет мячика.
Сделайте вывод о написании букв и и е в суффиксах существительных, используйте фразы: Мы сравнили слова и обнаружили, что…
Мы отметили, что



Регулятивные УУД
Смотрим мультфильм.
Проверка гипотез.
Справедливы ли наши наблюдения?
Как разрешил проблему Виктор Перестукин?
6. Самостоятельно составьте алгоритм правила, сделайте запись в тетради.
Шаг 1. Ставь в Р.П.
Нет чего? Много чего?
                                                                                   
Шаг 2. Если гласный выпадает, то                                 Если гласный сохраняется, то
                                                                                                  


Шаг3. пиши ЕК                                                                  пиши ИК

Умение строить логическое рассуждение и делать выводы, умение создавать алгоритм
Регулятивные УУД
Умение применять на практике алгоритм, полученные знания.
7. Физкультминутка. Дидактическая игра.
Если ЕК, то встаём и хлопаем в ладоши, приветствуя беглеца. Если ИК, то приседаем.
Набор слов: овражек, человечек, кошелёчек, уголёчек, кулёчек, мотылёчек, денёчек, пенёчек, огонёчек, ножичек, веничек, следочек, попугайчик, зайчик, комарик, сухарик, коврик, гвоздик, трамвайчик. Скажите, почему слова трамвайчик и попугайчик – лишние в этом ряду? (суффикс ЧИК).
Коммуникативные и познавательные УУД
8. Самостоятельная работа в парах. Фотодиктант. Вам дали картинки, назови предметы, изображенные на картинке и распредели существительные по двум столбикам «ЕК», «ИК» и «СОМНЕВАЮСЬ», используя алгоритм.
ЕК
ИК
СОМНЕВАЮСЬ
Замочек
Молоточек
Цветочек
Клубочек
Грибочек
Горшочек
Носочек
Котёночек
Слоник
Котик
Енотик
Бегемотик
Котёнок
Грибок
Слонёнок
Кувшинчик

Регулятивные УУД


Развитие интереса к русскому языку
Самопроверка. В состав каких существительных входит два суффикса? Чем вы руководствовались, когда выбирали букву Е или И? Как определить, с помощью какого суффикса образовано существительное? Какое значение придают существительным суффиксы ЧИК, ЕК, ИК? А ОНОК, ЕНОК? От чего зависит выбор гласных в суффиксах ек, ик?
Регулятивные УУД
9. Работа с сигнальными карточками. Зелёная – утверждение учителя верно, красная – учитель ошибается. ПенёчИк, огонёчек, мешочИк, дождичек, палисадничек, пряничИк, орешек, холодочИк, барашек, камушек, ключЕк.
Расскажите правило «Буквы е, и в суффиксе ЕК, ИК имён существительных».
Проверим, как мы усвоили тему урока, научились ли выбирать букву е или и.
Регулятивные УУД























Самоконтроль








Самооценка
10. Тест. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-».
1.                  В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к.
2.                  В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к.
3.                  В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к.
4.                  В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к.
5.                  В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к.
6.                  В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к.
7.                  В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек.
8.                  В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик.
9.                  В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник.
10.              В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик.
Код ответов:
№задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
3
1
4
2
2
4
4
1
3
3

11. Рефлексия. Технология незаконченных предложений.
Сегодня на уроке мне удалось…
Самым интересным было для меня…
Хочу запомнить правило написания суффиксов ек, ик, чтобы…

Определи уровень своей подготовленности, показав учителю карточку: зелёная – «У меня всё получилось!», красная – «У меня остались сомнения!», белая – «Я ничего не понял…».
Осуществление осознанного выбора
12. Домашнее задание по выбору. Упр. 252 или составить кроссворд, используя слова с суффиксами -ек, -ик.



Комментариев нет:

Отправить комментарий