Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.
Якимова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4 города Зеи Амурской области.
Урок открытия новых знаний по теме «Гласные в суффиксах
–ЕК и –ИК имён существительных».
Открытый
урок русского языка в 6 классе
Цели урока:
• формирование личностных результатов: воспитание бережного и
ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков
этичного межличностного общения
·
формирование
метапредметных результатов обучения: развивать мыслительно-речевую
деятельность учащихся, умение определять понятия, анализировать, сравнивать, сопоставлять
и делать выводы, классифицировать и самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, создавать условия для развития коммуникативных
навыков; умение создавать и применять алгоритм для решения учебных и познавательных
задач; умение работать в паре; умение самостоятельно ставить цель,
контролировать себя и оценивать результаты собственной деятельности, делать
осознанный выбор домашнего задания.
·
формирование
предметных результатов: познакомиться с правилом написания гласных в
суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в
суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
Тип урока: изучение нового
материала
Оборудование: интерактивная
доска, презентация Power Point,
фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради,
учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная
сеть с подключением в сеть Internet.
ХОД УРОКА
Развиваемые
УУД
|
Этапы урока
|
||||||||||||||||||||||
1.
Организационный момент. Приветствие.
|
|||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД обеспечивают
формирование метапредметных результатов:
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Развитие
интереса к русскому языку
|
2.
Актуализация знаний по теме «Имя существительное».
Внимательно посмотрите на характеристики,
которые соответствуют существительному. Если вы увидели лишнее, то скажите об
этом, и мы сотрём: предмет, действие, признак, склоняется, спрягается, лицо,
время, число, род, падеж, простое, составное, порядковое, собственные,
сказуемое, подлежащее, главный член, второстепенный член, служебная часть
речи, несклоняемые, не является членом предложения, притяжательное.
По данному кластеру составьте рассказ о существительном.
Смотрите на доску.
Прочитайте предложение. Какие слова
являются, по-вашему мнению, существительными? Глокая куздра штеко кудланула букрёнка. По каким признакам вы
определили, что слова «куздра» и «букрёнок» - существительные? Знаете ли вы
существительные, которые построены по
такой же модели? (козлёнок, бельчонок).
|
||||||||||||||||||||||
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
|
3. Опрос.
1) Что такое существительное?
2) Что нужно сделать, чтобы выделить
суффикс существительного? Выдели суффикс в словах молодость, ночка, аптекарь,
пахарь, лесник, обогреватель, сынок, дочка?
3) Какими способами образуются
существительные? Как образованы слова белизна, выстрел, медвежонок, учитель. Какое слово лишнее в этом ряду?
4) Как пишутся слова прил/о/а/жение,
прик/о/а/сновение, г/о/а/рение, оз/о/а/рение. Каким способом они образованы?
5) Как пишутся слова язык…вед, пчел…вод,
лун…ход, глаз…мер, пеш…ход. Каким способом они образованы? Какое слово лишнее
в этом ряду?
|
||||||||||||||||||||||
4. Определение цели урока. Сегодня мы
познакомимся с ещё одним орфографическим правилом, связанным с написанием
существительного. А с каким, скажете позже.
|
|||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД
Самостоятельная
постановка цели, формулирование темы, планирование своей работы на уроке
|
Проблемная
задача. Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?
Чем же мы сегодня будем заниматься? Сформулируйте
тему урока. Какой способ обучения лучше: я расскажу правило, и вы будете
выполнять упражнения, или вы сами догадаетесь, как правильно писать слова
замочек, ключик? Почему второй способ лучше? Какие задачи вы
поставите перед собой на сегодняшнем уроке? (познакомится с чем..., учиться чему?..)
|
||||||||||||||||||||||
Умение
классифицировать и самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации
Регулятивные УУД
|
5.
Наблюдения над словами, формулировка правила.
Распределите
слова в два столбика по какому-то
известному вам принципу: кирпичик, мячик, сыночек, мячики, ключик, сыночки,
ключики, подарочек, подарочки, кирпичики, человечек, человечки.
По какому принципу вы распределяли слова?
(единственное и множественное число) Можно по-другому распределить слова?
(одушевленные и неодушевленные, гласные выпадает или остаётся).
Проверьте себя, посмотрите на слайд.
|
||||||||||||||||||||||
Умение
анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы
Коммуникативные УУД
Умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
|
Понаблюдайте
за словами из следующего задания:
Есть карандашик – нет карандашика.
Есть клубочек – нет клубочка.
Есть носочек – нет носочка.
Есть кирпичик – нет кирпичика.
Есть пузырёчек – нет пузырёчка.
Есть мячик – нет мячика.
Сделайте
вывод о написании букв и и е в
суффиксах существительных, используйте фразы: Мы сравнили слова и обнаружили, что…
Мы
отметили, что…
|
||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД
|
Смотрим мультфильм.
Проверка
гипотез.
Справедливы ли наши наблюдения?
Как разрешил проблему Виктор Перестукин?
|
||||||||||||||||||||||
6.
Самостоятельно составьте алгоритм правила, сделайте запись в тетради.
Шаг 1. Ставь в
Р.П.
Нет чего? Много
чего?
Шаг 2. Если гласный выпадает, то Если гласный сохраняется, то
Шаг3. пиши ЕК
пиши ИК
Умение
строить логическое рассуждение и делать выводы, умение создавать алгоритм
|
|||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД
Умение
применять на практике алгоритм, полученные знания.
|
7.
Физкультминутка. Дидактическая
игра.
Если ЕК, то встаём и хлопаем в ладоши,
приветствуя беглеца. Если ИК, то приседаем.
Набор слов: овражек, человечек, кошелёчек,
уголёчек, кулёчек, мотылёчек, денёчек, пенёчек, огонёчек, ножичек, веничек,
следочек, попугайчик, зайчик,
комарик, сухарик, коврик, гвоздик, трамвайчик.
Скажите, почему слова трамвайчик и попугайчик – лишние в этом ряду? (суффикс
ЧИК).
|
||||||||||||||||||||||
Коммуникативные и познавательные УУД
|
8.
Самостоятельная работа в парах.
Фотодиктант. Вам дали картинки, назови предметы, изображенные на картинке и
распредели существительные по двум столбикам «ЕК», «ИК» и «СОМНЕВАЮСЬ»,
используя алгоритм.
|
||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД
Развитие
интереса к русскому языку
|
Самопроверка. В состав каких существительных входит два
суффикса? Чем вы руководствовались, когда выбирали букву Е или И? Как
определить, с помощью какого суффикса образовано существительное? Какое
значение придают существительным суффиксы ЧИК, ЕК, ИК? А ОНОК, ЕНОК? От чего
зависит выбор гласных в суффиксах ек, ик?
|
||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД
|
9. Работа
с сигнальными карточками. Зелёная
– утверждение учителя верно, красная – учитель ошибается. ПенёчИк,
огонёчек, мешочИк, дождичек, палисадничек, пряничИк, орешек, холодочИк,
барашек, камушек, ключЕк.
Расскажите правило «Буквы е, и в суффиксе
ЕК, ИК имён существительных».
Проверим, как мы усвоили тему урока,
научились ли выбирать букву е или и.
|
||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД
Самоконтроль
Самооценка
|
10. Тест. Интерактивный самоконтроль по теме
«Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-».
1.
В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к,
3) калач…к, 4) ножич…к.
2.
В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2)
бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к.
3.
В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2)
халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к.
4.
В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх
остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к.
5.
В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх
остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к.
6.
В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2)
телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к.
7.
В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2)
подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек.
8.
В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик,
3) клещик 4) борщик.
9.
В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник,
3) блокнотик, 4) дворник.
10.
В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2)
укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик.
Код ответов:
11.
Рефлексия. Технология
незаконченных предложений.
Сегодня
на уроке мне удалось…
Самым
интересным было для меня…
Хочу
запомнить правило написания суффиксов ек, ик, чтобы…
Определи уровень своей подготовленности,
показав учителю карточку: зелёная – «У меня всё получилось!», красная – «У
меня остались сомнения!», белая – «Я ничего не понял…».
|
||||||||||||||||||||||
Осуществление
осознанного выбора
|
12.
Домашнее задание по выбору. Упр.
252 или составить кроссворд, используя слова с суффиксами -ек, -ик.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий