Модель
идеальной средней школы и факторы, влияющие на успешность образовательного
учреждения
Мне довелось работать в лучшей школе города Зеи
Амурской области. Такое мнение о нашем учебном учреждении небезосновательно:
учителей высшей и первой категории, учеников-победителей и призёров областных,
всероссийских и муниципальных олимпиад, творческих конкурсов, спортивных
соревнований значительно больше, чем в других школах города.
На мой взгляд, администрация школы стремится создать
школу, соответствующую идеальной модели. Второй год внедряются ФГОСы, учителей
отправляют на курсы повышения квалификации, убеждают, что надо учиться
дистанционно. Организована внеурочная деятельность в 1, 2, 5 и 6
экспериментальных классах: дети танцуют, поют, рисуют, моделируют, клеят, шьют,
ставят пьесы для школьного театра, пишут исследовательские работы, изучают
риторику, играют в спортивные игры. Предоставляются платные образовательные
услуги, цель которых – повысить качество образования, помочь слабоуспевающим
ученикам освоить образовательную программу. Работает принцип индивидуального
подхода к ученикам. Ежегодно проводятся конкурсы чтецов, сочинений, конкурсы
хорового пения, научно-практические конференции «Шаг в науку», «Малая академия
наук». Завуч по воспитательной работе помогает классным руководителям
организовать встречи с врачами-наркологами, гинекологами, с представителями
полиции, городской библиотеки, поэтами, афганцами, психологами.
Какие же факторы оказывают влияние на успешность
образовательного учреждения?
Первый фактор – искреннее и глубокое уважение к личности со стороны всех
взрослых, работающих в Школе. Педагогам рекомендуется встречаться с учениками в
свободное от занятий время в неформальной обстановке, беседовать с ними на
животрепещущие темы, обсуждать вопросы добра и зла, подлинных и мнимых
ценностей, дружбы и предательства, читать свои стихи, говорить о литературе, то
есть стремиться глубоко и всесторонне познать воспитанников. Познать не только
с помощью каких-либо тестов, но и путем педагогического наблюдения и интуиции.
Только в атмосфере уважения в единстве с требовательностью педагоги смогут
передать свои мысли, идеи, жизненные ценности так, что воспитанники естественно
примут их и сделают регулятором своего поведения. Комфортный моральный климат
рассматривается современными педагогикой и психологией как один из ведущих
факторов эффективности работы учебного заведения.
Классные руководители в нашей школе встречаются с
учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановке, беседуют с
ними, я не исключение. Хороший повод поговорить по душам – поход, турслёт,
прогулки, классный вечер, чаепитие, генеральная уборка класса, подготовка к
учебному году, ремонт кабинета.
Каких учителей ценят дети? За что? Предлагаю выдержки
из сочинений «Письмо учителю»: «Мне очень нравится наша учительница, наши
ученики гордятся ею. Она очень хорошая. Когда входит в класс, её голос звучит
чётко, она редко повышает голос. Интересно проводит урок, доступно объясняет
правила. Она добрая, справедливая и внимательная, имеет чувство юмора. Мой
учитель справедливо оценивает учеников, за что мы её ценим и уважаем», «Я очень
рад, что попал именно к Вам в класс. Я очень быстро привык к Вам. Вы добрая,
умная, отзывчивая, справедливая и весёлая. Мне кажется, что вы всегда нас
понимаете, оберегаете и поддерживаете», «Я люблю свою учительницу литературы и
русского языка – Якимову Ольгу Анатольевну. Она очень добрая и справедливая.
Мне нравится ходить на её уроки. Даже самые сложные темы мне даются легко
благодаря объяснениям Ольги Анатольевны. Когда мы много пишем, она даёт нам
передохнуть и сделать зарядку, чего на других уроках нам не позволяют. У неё
добрые и яркие глаза, чем я всегда восхищаюсь. Если речь идёт о каких-то важных
делах, Ольга Анатольевна обязательно их решит. А если кто-то из класса не
сможет сделать какое-либо задание, она поможет. Наш класс очень уважает Ольгу
Анатольевну», «Уже пошёл третий год с тех пор, как Вы стали нашим классным
руководителем. Я хочу Вас поблагодарить за то, что Вы приняли нас очень
радушно. Тогда мы ещё к Вам только привыкали, а сейчас мы любим Вас, как
первого учителя. Мы очень рады, что наш класс ведёте по сложному школьному пути
именно Вы. Я часто наблюдаю за нашими ребятами с того момента, как мы пришли к
Вам. Не знаю, показалось мне или нет, но мне кажется, что Вы сплотили наш
класс, мы стали дружнее. Пусть мы и ссоримся, но это пустяки. Мы знаем, что вы
придете нам на помощь. Мы всегда будем держаться друг за друга. Хочу сказать
Вам спасибо за Вашу чуткость, Ваше понимание. Вы стали для нас всех второй
мамой», «Вы самый отзывчивый учитель из всех; мне очень повезло, что меня учит
такой преподаватель. Мне интересно на ваших уроках, вы понятно объясняете
учебный материал. Вы вызываете в нас стремление к учёбе, хочется больше
узнавать, расширять кругозор. Мне нравится, что вы можете пошутить и разрядить
обстановку в классе. Я считаю, что вы
справедливый учитель, готовый разобраться в любой ситуации и помочь. Призываете
быть ответственным и отвечать за свои поступки. Мне всегда приятно общаться с
вами», «Хоть я учусь в нашем классе всего второй год, но я полюбила наш класс и
нашу школу. Когда я только пришла в ваш класс, я стеснялась и даже чуть-чуть
побаивалась. Но со временем я всё-таки начала привыкать к вам. Вы всячески
старались подружиться со мной. Я видела в вас добрую, чуткую, справедливую и
весёлую женщину. Вы всегда понимали, оберегали и поддерживали нас. Но, что
самое главное, мне нравилось, что у вас не было любимых учеников, хотя… может и
были, но только в душе. Вы не показывали это, у вас не было худших и не было
лучших, мы для вас были одинаковы». Так что же ценят подростки в учителе?
Умение учителя создать комфортный климат на уроке, уважение в единстве с
требовательностью, чувство юмора, уважение к личности ученика.
Второй фактор - разносторонняя деятельность
учеников, обращенная к различным сторонам их психики - интеллектуальная,
физическая, сенсорная, художественно-эстетическая. Программа образовательного
учреждения должна включать в себя не только традиционные учебные предметы, но и
плавание, прогулки, танцы. Нужно поощрять литературное и художественное
творчество школьников. Преподавателям следует исходить из правила: «Праздность
ума более вредна, чем праздность телесных сил» [1].
В МОБУ СОШ № 4 города Зеи действует программа развития
одарённых детей, которые нуждаются в особом внимании и руководстве, в
специальном обучении. Мы живем вдалеке от центра, и детей, одарённых в области филологии,
мало, но они есть. У нас не приходится говорить о филологических классах,
поэтому мы, учителя-словесники школы № 4, развиваем творческие способности
учеников как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учителя нашего МО
используют различные формы работы с обучающимися: олимпиады, конкурсы, конференции, игры, спектакли, литературные
гостиные, например: «Дети войны», «Самая родная…».
Материалы краеведческого характера и исследовательские
работы прошлых лет я широко для бесед на 25-минутках и классных часах. Навыкам исследования
обучаю пятиклассников на часе внеурочной деятельности. Достоинство
учебно-исследовательской работы школьников состоит в том, что она развивает
мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия и
ученику, и учителю. Тесное сотрудничество между учеником и учителем
подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного
развития. Такое общение приносит удовлетворение, радость. Решая
исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в
результате работы.
Творчески работающим детям я оказываю помощь в
подготовке к выступлению на конференциях, помня о том, что важнейшую роль в
воспитании и обучении одарённых детей играют ощущение успеха и связанное с ним
признание. Известно, что не любая деятельность развивает способности, а
деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Мне хочется, чтобы количество учеников, занимающихся
исследованием, увеличилось, чтобы учебный процесс давал удовлетворение от
творческой и самостоятельной учебной деятельности. И не только во внеклассной
работе, но и на уроках русского языка и литературы даю интересные и
занимательные задания творческого характера, которые развивают одарённых детей.
В работе с одарёнными детьми
использую проблемно-диалогический метод обучения. Задания при применении этого метода
просты по конструкции, но имеют высокую концентрацию творчества. Например,
серия вопросов, одна строчка стихотворения, высказывания известных людей,
образцовый текст из древнерусской литературы служат импульсом к творческой
работе. Например, поучение Мономаха своим детям стало примером для написания
поучений младшему школьнику или братику «Как стать успешным учеником?», «Как
готовить уроки, чтобы быть лучшим учеником?», «Как стать хорошим читателем?».
Дискуссия очень примечательна для развития
самопознания и самовыражения, способности критически мыслить, уметь защищать
свою позицию. В 6 классе провела дискуссию по поводу употребления в речи жаргонов.
Подростки обсуждали ситуации, в которых, по их наблюдениям, часто употребляются
жаргонизмы, выясняли, как окрашивается речь человека, если в ней появляются эти
слова, почему и для чего люди нарушают языковые нормы, выражали свое отношение
к языковому явлению. Материал об этой дискуссии размещён в одном из номеров
газеты «Зейский вестник». Размышления шестиклассников стали основой для
исследования одного из учеников.
Я уверена, что если учитель поможет каждому одарённому
ребёнку проводить исследование, то успешно осуществится развитие способностей к
его самовыражению. «Обучение ведёт за собой развитие», - это известно всем.
В школе работают разные учителя-предметники, каждый из
нас организует разностороннюю деятельность учеников, обращенную к различным
сторонам их психики. И прогулки в начальных класса, и танцы для желающих, и
класс эстетического развития, и спортивные секции – всё есть. Бассейна в школе
нет – нет плавания. Но есть городской бассейн в ДЮСШ, и все, кто хочет, может
посещать секцию плавания. Учителя физкультуры и классные руководители дают
ученикам информацию об открытии кружков и секций.
Участие в творческих конкурсах обеспечивает
самовыражение школьников. Задания творческого характера основаны на законе
необходимого разнообразия в творчестве, на законе высокой степени
самостоятельности, что является необходимым для одарённых детей. Мы поощряем
творчество детей. Награждаем ребят грамотами, дипломами, вручаем их на
линейках, пишем о победах на школьном сайте, доводим до сведения родителей и
общественности через газету «Зейский вестник» и «ШКОдень».
Что нужно школе, чтобы работа с одарёнными и не одарёнными,
а просто увлечёнными детьми состоялась? Грамотные, увлечённые делом
специалисты. Значит, самой программы недостаточно. Даже если она – идеальная.
Нужны кадры. Нужны профессионалы! Вот ведущий фактор, способствующий
эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Третий фактор успешности школы – целенаправленный
процесс воспитания гражданской зрелости. Преподавание истории Отечества, словесности
и литературы, беседы с авторитетными гостями школы, привитие безграничной любви
к своему Отечеству. «Любовь к Отчизне, - утверждал К.Д.Ушинский, - самое
глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его
нравственности». Иногда общество переживает духовно-нравственный кризис, но
любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных сил [1].
Что делают учителя русского языка и литературы, чтобы
воспитать гражданскую зрелость? Рассмотрим темы творческих работ учеников по
русскому языку: «Молодёжь XXI века: будущее и настоящее», «Мои
права и обязанности», «Если бы я был губернатором», «Если бы я был мэром
города», «На круглой планете есть место всем на свете», «На каком языке мы
говорим?», «Жаргонизмы в речи моих сверстников», «Сказки красивого сердца»,
«Письма, обожжённые войной», «Злонравия достойные плоды!», «Заповедные места
Зейского района», «Зелёная планета», «Зейкая ГЭС – свет и тепло в доме» и
другие…
Мы, учителя русского языка и литературы, - лишь звено
в общей цепи воспитания в школе. Другие учителя-предметники тоже устраивают
конкурсы творческих работ, тоже прививают любовь к родине, учат любить природу,
мир, жизнь, людей, свой город. Мы все целенаправленно ведём процесс воспитания
гражданской зрелости. Все творчески работающие учителя, кому небезразлично
будущее ребёнка и будущее России. Значит, самого факта проведения конкурса
недостаточно. Нужен человек, который душой болеет за дело, за страну, и убедит
детей в важности решения «взрослых проблем». Нужны профессионалы! Вот ведущий
фактор, способствующий эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Четвертый фактор, оказывающий влияние на успешность
образовательного учреждения, – профессионализм педагогов. Он ведущий. В школе
должны работать только педагоги высокого класса, прекрасно знающие свой
предмет. Нужно, чтобы они были творчески увлечёнными людьми, писали статьи,
книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Надо, чтобы их
знания и увлечённость предметом передавалась ученикам, развивая
любознательность и творческие поиски.
Кроме того, нужно добиться, чтобы обстановка в школе была жизнедеятельная,
инициативная, разнообразная, радостная. Пусть царит дух свободы и
самодеятельности.
В школе должен соблюдаться принцип индивидуального
подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. Мне самой
довелось обучать школьников по программе индивидуального развития, цель
которой, систематизировав и обобщив изученное по предмету русский язык,
подготовить школьников к олимпиадам, а также к сдачи ЕГЭ. Содержание занятий
изменялось. На индивидуальных занятиях не предполагалась строгая разбивка
материала по занятиям. Я учитывала интересы и желания учеников, во всех
подробностях изучала то, что им интересно делать, и редуцировала то, что
вызывает скуку. Форма занятий - индивидуальные или групповые консультации; цель
занятий – дать практические рекомендации по выполнению заданий повышенной
трудности. Групповая форма организации занятий в наибольшей степени способствует
формированию ответственности, взаимопонимания; одарённые учащиеся более заинтересованно обсуждают возникшие
проблемы, что повышает прочность полученных знаний, формируются умения
творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и настойчивость в
принятии решений. Результаты работы по программе индивидуального развития у
меня есть: призёры городской олимпиады по русскому языку.
В каждой школе необходимо создать ученикам возможность
работать самостоятельно: сделать библиотеки источником, из которого каждый
может «черпать свои вдохновения».
Предметы, требующие интеллектуального напряжения, в
школе № 4 чередуются с физкультурой, чтобы устранить возможность утомления. По моему
мнению, научные занятия нужно чередовать также с упражнениями в изящных искусствах,
ежедневными занятиями физкультурой, так как разумное сочетание умственных и
физических нагрузок благотворно влияет на развитие личности. Расписание в школе
составляется с учётом этого требования. Правда, у учителей много окон, иногда
неудобно: твой кабинет занят другим учителем, а там компьютер, тетради... Но
понятно, что школа для детей. Все дополнительные занятия проводятся строго
после 15.00, чтобы школьники отдохнули и пообедали дома. Уроки заканчиваются в
13.40. У нас есть два спортивных зала, стадион, тренажёрный зал и зал
хореографии.
В нашей школе в дополнительных услугах предусмотрено
преподавание музыки, рисования, пения, литературного творчества, танцев, основ
управления проектами, методики научных исследований. В нашей школе организована
внеурочная деятельность в 1, 2, 5 и 6 экспериментальных классах (2 – 3 класса в
параллели): дети танцуют, поют, рисуют, моделируют, клеят, шьют, ставят пьесы
для школьного театра, пишут исследовательские работы, изучают риторику, играют
в спортивные игры. Выбирай на вкус. На родительском собрании законные
представители детей получают полную информацию обо всех направлениях развития
детей.
Разве не идеальная модель средней школы?
Рассмотрев модель нашей старшей школы, прихожу к выводу,
что важны все четыре фактора, названные выше, потому что они действительно
способствуют эффективности учебно-воспитательной деятельности. Ведущий фактор –
профессионализм учителя.
Литература
Комментариев нет:
Отправить комментарий