пятница, 15 марта 2013 г.


Якимова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4,  г. Зея, Амурская область
«Учебно-исследовательская деятельность как часть междисциплинарной программы  развития личности школьника. Из опыта работы в организации учебно-исследовательской работы по русскому языку в школе»
Учебно-исследовательская деятельность является  частью междисциплинарной программы  развития личности школьника. В междисциплинарную программу входят понятия: 1) основы формально-логического мышления, формирование УУД, 2) формирование ИКТ-компетентности, 3) основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, 4) основы смыслового чтения и работа с текстом.
Я сделала выписки из стандарта, предлагаю их вашему вниманию.  Стандарт (п.5) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью,
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
В стандарте (п.6) прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Таким образом, УИР соответствует требованиям ФГОС.
Участвую в эксперименте школы по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Обучая пятиклассников, реализую требования ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности. Внедряю в практику школьного обучения исследовательский подход: включаю обучающихся в учебно-исследовательскую работу, осознавая её значимость для умственного развития школьников.  Мною была составлена программа внеурочной деятельности «Исследовательская работа по русскому языку. Я познаю мир», цель которой состоит в том, чтобы научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения, что соответствует требованиям ФГОС.
Учебно-исследовательская работа – новый вид школьной работы и одно из направлений моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнёром в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включён в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Это даёт возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
В организации исследовательской работы преломляется личностно-деятельностный подход, направленный на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися. Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку ему это нужно и интересно; сам выбирает тему исследования  в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвёртых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении товарищей.
Однако учебно-исследовательской работой готовы заниматься немногие. Данный факт утвердил меня в мысли, что развивать исследовательские навыки нужно в каждом ученике на каждом уроке. Развитие обучающихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения,  – репродуктивной или продуктивной.
Активизации познавательной деятельности способствует применяемая мною технология проблемного обучения. Я сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, потому что нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Таким образом, использую системно-деятельностный подход в обучении, лежащий в основе ФГОС.
В период с 2008 по 2012 год я занималась педагогическим исследованием по теме  «Технология организации учебно-исследовательской работы по русскому языку в школе и её влияние на развитие обучающихся». В ходе исследования было установлено, что обучение как исследование – одна из технологий личностно-ориентированного образования – позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с творческим мышлением, её применение эффективно в развитии мышления школьников.
В МОБУ СОШ № 4 г. Зея Амурской области обучаются школьники, обладающие различным уровнем интеллекта, коммуникативной и творческой активности. Большинство обучающихся, по моим наблюдениям, занимает в учебном процессе пассивную роль, и поэтому уже в 6 - 7 классе школьники начинают терять интерес к учёбе.
Мотивация к обучению русскому языку как школьному предмету положительная, как показала проведённая в 2012 году в 6 В, 7 А, 7 Б, 11 А классах диагностика «Моё отношение к предмету». Результаты диагностики показывают, что 86 % обучающихся имеют положительную мотивацию к обучению предмета «Русский язык», но только у третьей части от общего количества обучающихся  сформирована внутренняя мотивация к изучению предмета.
Анкетирование, проведённое 1 сентября 2011 года в 5 В классе, в который я была назначена классным руководителем, показало, что любимыми назвали предметы «Русский язык» и «Литература» только по одному обучающемуся. Трое обучающихся (14, 3 %) назвали предмет «Русский язык» самым нелюбимым. В 2013 году 37 % обучающихся 5 А и 5 Б класса назвали русский язык нелюбимым предметом.
Потеря интереса к учёбе приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении школьников к исследовательской деятельности.
На данном этапе организации образовательного процесса в школе на первый план выходят технологии личностно-ориенированного образования.  Исследовательская деятельность соответствует приоритетным направлениям современной системы образования. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде.  Вовлечение обучающихся в самостоятельное учебное исследование развивает интерес к русскому языку и литературе, расширяет и актуализирует знания по предмету, а также обеспечивает самовыражение обучающихся, так как задания творческого характера основаны на законе необходимого разнообразия в творчестве, на законе высокой степени самостоятельности. 
Учебно-исследовательская работа школьников протекает в три  этапа: 1 этап  - диагностический, 2 этап - обучающий, 3 этап – результативный.
Сначала обучающиеся 6 – 9 классов  выполняют диагностическую работу, выявляющую наличие способности, интереса к исследованию. В классах, которые я обучаю и в которых являюсь классным руководителем,  провожу урок-конференцию «На каком языке мы говорим?».  Школьники, готовясь к дискуссии, изучают научно-популярные книги для внеклассного чтения по русскому языку. Цель такой подготовки - расширить общелингвистические знания школьников, настроить на языковую рефлексию,  заинтересовать русским языком, отобрать детей, способных  и желающих заниматься учебно-исследовательской работой.
В 2007 году только 9 шестиклассников и восьмиклассников стали заниматься исследовательской работой (выполняло диагностическую работу 20 обучающихся).
Осознание проблемы вовлечения школьников в УИР привело меня к мысли, что самому учителю необходимо специально обучаться. В 2007 году я изучила лекции, организованные издательством «Первое сентября», по теме «Организация учебно-исследовательской работы обучающихся по русскому языку». Выполняя контрольную работу, составила программу и календарно-тематическое планирование элективного или факультативного курса «Исследовательская работа по русскому языку».
Курс адресован   обучающимся 6 - 9 классов общеобразовательной школы и нацелен на то, чтобы научить активному универсальному способу получения знаний и способствовать развитию мышления школьников в процессе обучения.
Задача  курса -  сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей её полноте:
1.                            выдвижение гипотез, осуществление их проверки;
2.                            овладение приёмами исследовательской деятельности;
3.                            формулирование полученных результатов.
В 2012 году я составила программу и календарно-тематическое планирование курса «Исследовательская работа по русскому языку «Я познаю мир» для обучающихся 5 классов. Цель курса – научить пятиклассников самостоятельно, активно добывать знания, сформировать исследовательские навыки, дать возможность самостоятельного поиска, подарить пятикласснику радость открытия.
Таким образом, в практику школьного обучения была внедрена учебно-исследовательская  деятельность.
Ежегодно обучаю школьников методам и приёмам исследовательской работы. Мною были разработаны и предложены для изучения темы исследовательских работ, составлен список необходимой литературы, подобраны методы и приёмы исследования для каждой темы.
Для творчески работающих школьников провожу консультации, на которых оказываю помощь в формулировании гипотезы, в формулировке темы исследовательской работы, в составлении плана исследования, в обработке языкового материала и в оформлении работы. Помогаю в подготовке к выступлению на конференциях, помня о  том, что важнейшую роль в воспитании и обучении одарённых детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Известно, что не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Учитывая специфику школьной системы, правильно будет определить исследовательскую деятельность обучающихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного. Чтобы организовать исследовательскую деятельность, необходимо наличие следующих элементов: 1 – индивидуальность ребёнка;  2 – индивидуальность педагога; 3 - интересный объект исследования. Если один из трёх составляющих выпадает из системы, то система перестаёт работать.
Исследовательскую деятельность как учебный процесс можно разделить на несколько этапов.
I. Этап «Это интересно!». В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Доктор педагогических наук А. И. Савенков считает: «Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения». Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. На уроках или во внеурочное время учитель знакомит обучающихся с учебно-исследовательской деятельностью на примере работ известных учёных или ранее выполненных исследовательских работ школьников.
Мне хочется, чтобы количество учеников, занимающихся исследованием, увеличилось, чтобы учебный процесс давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности. И не только во внеклассной работе, но и на уроках русского языка и литературы даю интересные и занимательные задания творческого характера, которые развивают детей.
Предлагаю школьникам познавательные задачи, исследовательские задания, задания творческого характера, т.е. использую приёмы активизации познавательного процесса. Например, в  2011 учебном году обучающиеся 5 В, 6 А и 6 Б классов наблюдали за тем, какие обращения используют взрослые, одноклассники и родители. На основе наблюдений обучающиеся сделали выводы о роли обращений в речи современников. В 2012 – 2013 учебном году подросткам было предложено задание понаблюдать, какие прозвища существуют в классе, во дворе, как ребята относятся к языковой игре подростков, затем написать рассуждение на тему «Прозвища». Обучающиеся были включены в диалог, они должны были постараться убедить своих товарищей в том, что они считали истиной: прозвища опасны или неопасны? Задания исследовательского характера оказались интересными даже самым слабым ученикам.
В 2012 году в 6 В классе провела дискуссию по поводу употребления в речи жаргонизмов. Подростки обсуждали ситуации, в которых, по их наблюдениям, часто употребляются жаргонизмы, выясняли, как окрашивается речь человека, если в ней появляются эти слова, по какой причине и с какой целью люди нарушают языковые нормы, выражали свое отношение к рассматриваемому языковому явлению. Материал об этой дискуссии размещён в одном из номеров газеты «Зейский вестник». 
II. Этап «Выбираем тему». На данном этапе учителем определяется круг проблем, требующих решения, формулируются темы предполагаемых исследований. Тем должно быть столько, чтобы у обучающихся появилась возможность выбора.
Требования к теме исследовательской работы:
- тема должна быть интересна ребёнку, учитывать особенности его интересов, склонности;
- через решение предложенной темы ученик должен максимально  реализовать свой творческий потенциал, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта;
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена сравнительно быстро;
- тема должна быть оригинальной.
В 2007 году темы исследовательских работ были предложены мною, некоторые из них были скорректированы в ходе работы, например, тема «Обращения в сказках Пушкина» заменена  темой «Обращение и способы его выражения в языке». Живая речь больше заинтересовала Камшукову Марину, новенькую девочку в классе, она устанавливала контакт с одноклассниками, её волновали проблемы общения, ученица читала книги об этикете. Гипотезу сформулировала сама, с интересом вела наблюдения, опиралась на знания, полученные на уроках риторики, расширяла их. Занимались по учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской. Тема соответствует возрасту, посильна, содержит проблему.
Работа  «Прозвища как приём языковой игры в речи школьников»  сначала имела название  более широкое: «Имя и прозвище человека». Тема традиционна: вопросами ономастики школа занимается давно. Тема современна: интересует как детей, так и учёных-лингвистов.  Вопрос рассматривается узко, в этом состоит достоинство работы. Соблюдён принцип посильности.
Совместная работа при выборе и утверждении тем создаёт атмосферу сотрудничества между учениками и учителем.
III. Этап «Собираем информацию». Один из важнейших вопросов данного этапа работы – где добыть нужную информацию, связанную с проблемой исследования. Материал для работы может черпаться из самых разных источников: словарей, справочников, энциклопедий, критической литературы. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам. Отбор научных фактов не механический, а творческий процесс, требующий целеустремлённой работы.
Приведём один из алгоритмов изучения научной литературы.
1. Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.
2. Беглый просмотр всего содержания.
3. Чтение в порядке последовательности расположения материала.
4. Выборочное чтение какой-либо части произведения.
5. Выписка представляющих интерес материалов.
6. Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.
Можно использовать и другой способ работы с научной литературой. Делим страницу тетради пополам вертикальной чертой. С одной стороны делаем выписки из прочитанного, с другой – записываем свои замечания, выделяя подчёркиванием слов особо важные места текста. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения новых знаний.
Информация может быть почерпнута также из сети Интернет. В ходе подготовки формируется план поиска информации и оформляется в виде текстового файла. Такой план включает название искомых целей, конкретный универсальный указатель ресурсов, ключевые слова для поиска.
В работе краеведческого характера источниками для исследования становятся воспоминания современников, материалы интервью, подготовленных обучающимися,  архивные документы из школьного музея, т. е. неопубликованные источники.
IV. Этап «Выдвигаем гипотезу». Гипотеза – это предвидение события, это вероятное знание, ещё не доказанное. Профессор П. П. Кохановский даёт следующее определение гипотезы: «Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в доказательстве». Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, - это проблема. Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Выдвижению гипотезы предшествуют следующие операции:
- наблюдения над текстом (текстами) художественных произведений, наблюдения над речью современников;
- анализ отдельных фактов, касающихся художественных образов, структуры произведения, особенностей языка и речи, индивидуальных особенностей стиля писателя и т. д.;
- выявление чего-то неожиданного, нового.
V. Этап «Ищем пути решения проблемы». Данный этап характеризуется разработкой программы поиска. Учитель проводит организационную работу по определению видов деятельности над темой исследования, помогает найти все пути, ведущие к достижению цели. Способы решения проблем во многом зависят от темы. Учителю необходимо познакомить обучающихся с общепринятыми, общеизвестными, после чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. Чаще всего при выполнении исследовательской работы мы используем такие методы, как эксперимент, метод дедуктивного наблюдения над языковым явлением, метод классификации и обобщения фактов.
VI. Этап «Систематизируем и обобщаем полученные данные». Чтобы облегчить этап систематизации и обобщения полученных данных, необходимо приучить школьников к регистрации собранного материала. Каждый пример из художественного произведения (цитата с указанием страницы) мы фиксируем на отдельном листе бумаги (специально заготовленной карточке) – их число не ограничено. Например, при выполнении исследовательской работы «Секрет названия конфет» нами было зафиксировано 300 примеров названий конфет. Это один из самых трудоёмких этапов исследовательской работы.
Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку и классификацию. Классификация даёт возможность наиболее коротким и правильным путём войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает устанавливать ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение всего процесса изучения материала. В ходе и в результате наблюдений осуществляется описание исследовательской работы. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает определённую систематизацию материала. Материал может быть систематизирован в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые оформляются как приложение.
VII. Этап «Готовим текст исследования». Продуктом исследовательской деятельности чаще всего становится «сообщение», прообраз «доклада», автореферат, который в нашем случае называется исследовательской работой. На данном этапе учитель консультирует обучающихся, учит правильному оформлению исследовательской работы, доклада, презентации и аннотации.
VIII. Этап «Защищаем исследовательскую работу». Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения школьников исследовательской деятельности. Ученик, сделавший открытие, часто стремится рассказать об этом другим. Именно поэтому этап защиты исследовательской работы важен, в первую очередь, не столько для тех, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает о своём открытии.
О выполненной работе надо не только рассказать, её нужно защитить. В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Задача докладчика - точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, только краткое отражение основного содержания всех глав и разделов работы. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10 минут, поэтому при подготовке доклада из текста надо отбирать самое главное. При изложении материала следует придерживаться плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Текст защиты строится по плану:
Почему была избрана эта тема?
Какова цель исследования?
Какие ставились задачи?
Какие гипотезы выдвигались?
Какие методы использовались?
Каким был план исследования?
Какие результаты были получены?
Какие выводы были сделаны?
Что можно сделать в дальнейшем?
Формы организации исследования. Учителем организуется две формы работы в группах: на уроках и во  внеурочное время, например, на часе внеурочной деятельности «Я познаю мир». На уроке учитель сообщает тему исследовательской работы. Постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской работе. Ведь конечной целью нашей работы является самореализация личности каждого школьника, а этому лучше всего способствует именно индивидуальная исследовательская работа.
Использование в течение пяти лет технологии развития навыков исследовательской деятельности даёт положительные результаты, о чём говорит анализ анкетирования обучающихся. Было выявлено, что, занимаясь учебно-исследовательской деятельностью, обучающиеся научились проводить опрос, работать с научной литературой, анализировать собранный языковой материал, выступать с докладом; юным исследователям  понравился метод статистической обработки данных («подсчитывать результаты»), вызвал интерес социологический опрос, сама презентация, «появилась уверенность в себе», «было интересно работать со словарями и  узнавать лексическое значение слов».
Обучающиеся признавались, что было трудно выступать, составлять план доклада, логически связывать части доклада, трудно сформулировать гипотезу, что испытали волнение во время защиты работы, но научились побороть его.
Школьники размышляли над тем, как изменила исследовательская работа по лингвистике их отношение к изучению русского языка: «Я свою работу считаю небольшим открытием в русском языке», «После конференции я поняла, что русский язык не трудно, а даже интересно учить», «В русском языке есть много интересного, что не изучается на уроках», «Интересно сравнить обращения, принятые в  XIX и в XXI веке».
Мною ведётся наблюдение достижений обучающимися личностно значимых результатов в области исследовательской деятельности. Уровень исследовательской деятельности обучающихся с каждым годом растёт, о чём свидетельствует качество работ, выполненных школьниками, что находит отражение в результатах конкурсов.
Свои работы обучающиеся ежегодно представляют на научно-практической конференции школьников «Шаг в науку» в виде доклада и мультимедийной презентации и становятся призёрами и победителями конкурсов исследовательских работ. Лучшие из работ защищаются на городской конференции.
В 2012 учебном году две работы, выполненные под моим руководством, заняли первое место в разных номинациях на городской конференции: Генералова Регина выступала с работой об учителях нашей школы, Регир Оксана с исследованием «Вместе со взрослыми – к Победе». Третья работа - «Письма, обожжённые войной» - в ноябре 2012 года признана лучшей в номинации «Военная история России»  и отправлена на следующий этап конкурса в Москву. В 2009 году 2 место в Благовещенске занял Сысолятин Никита,  защищая работу «Дети военной поры». В 2013 году Морякина Екатерина, обучающаяся группы «Я познаю мир», заняла 1 место на школьной и 2 место на городской научно-практической конференции «Малая академия наук». В 2010 году Сысолятин Никита  занял 3 место в областном слёте детского музейного актива и поисковых объединений «Наследники Великой Победы». В 2013 году Перелыгин Илья занял 1 место в областной конференции «Приамурье – наш общий дом».
Я сравнила достижения обучающихся в области учебных исследований за период с 2006 по 2012 год и увидела, что за последние три года вырос уровень исследовательских навыков обучающихся: они занимают призовые места на конкурсах различного уровня: школьных, муниципальных, городских и всероссийских. В период 2006 – 2008 г. 33 % школьников, обучающихся навыкам ведения исследовательской работы, стали призёрами городских и областных конференций, в период 2009 – 2012 г. – большинство.  В 2012 году я отправила семь детских работ по русскому языку и краеведению на Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку» в Обнинск. Пятерым обучающимся присвоено звание лауреата этого конкурса. По итогам заочного конкурса четверым было рекомендовано стать участниками очной X Всероссийской конференции обучающихся «Шаги в науку. На Всероссийский заочный конкурс «Первые шаги в науку» в 2012 г. было отправлено 7 работ обучающихся МОБУ СОШ № 4;  лауреатами I степени стало четверо участников, лауреатом II степени - 1.
Работы учеников получили внешнюю экспертизу. Экспертные комиссии отмечают, что работы обучающихся не являются рефератами, содержат состоятельное исследование, то есть такое, в котором поставлены цели и задачи, соответствующие исследовательской части, а исследуемый языковой материал содержит аргументированные выводы. Несколько работ получили самую высокую оценку - «Образцовая работа».
Таким образом, используемая мною методика поэтапного приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, созданные алгоритмы выполнения исследовательских работ приносят успех школьникам, т.е. являются эффективными в обучении исследованию.
Обучение как исследование позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением, её применение эффективно в развитии мышления школьников.
Участие в творческих конкурсах обеспечивает самовыражение обучающихся. Задания творческого характера основаны на законе высокой степени самостоятельности, что является необходимым для одарённых детей.
Развитие навыков исследовательской деятельности в полной мере способствует творческой самореализации личности школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.                     Федеральные стандарты начального общего образования, основного общего образования и основного (полного) общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
2.                     Абрамова С «Организация учебно-исследовательской работы обучающихся по русскому языку». . «Первое сентября», по теме

Комментариев нет:

Отправить комментарий