Технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Буквы З и С на конце приставок" в 5 классе
(презентация
к уроку).
Составитель урока – Якимова Ольга Анатольевна, учитель
русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4 города Зеи Амурской области.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность
учеников.
Метапредметные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и
отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Предметные: находить
орфограмму – букву З, С в приставке, правильно писать слова с
изученной орфограммой, различать виды орфограмм в приставках с единообразным
написанием и приставках на З и С, графически обозначать опознавательный признак
орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД и технология
оценивания, духовно-нравственное воспитание
|
I. Оргмомент.
|
Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II.
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
|
Используется презентация
на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний (см. презентацию).
1. – Запишите слова группами в зависимости от
орфограммы (слова представлены на
слайде с помощью компьютера):
Подарок, подтянуть,
сбить, сдать, сшил, завязать, сотрудник, поворот, продавец, надкусить,
отбить, сжёг
Слова должны быть записаны в два столбика с
орфограммой «Гласные в приставках» и «Правописание согласных в приставках».
(Это материал, изученный в начальных классах.)
2. Проверка
проводится с помощью следующего слайда:
подарок подтянуть
завязать надкусить
продавец сжёг
поворот сшил
подтянуть
сбил
сотрудник
отбить
– Какие
группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте
каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
- Какие
слова могли оказаться в обоих столбиках? Почему? (подтянуть, отбить).
– Что
объединяет эти слова? (Общий признак – наличие орфограмм в приставке, которая
всегда пишется единообразно и слитно с существительными и глаголами.)
–
Обозначьте в словах орфограмму.
– Назовите
условия выбора орфограмм.
– На
основе графических обозначений сформулируйте правила.
3. В каких словах согласные
звуки произносятся не так, как пишутся? Влияет ли это на написание приставки?
(сжёг, сбил, отбить, надкусить,
подтянуть).
В каком слове из этого списка звуков меньше, чем букв? (сжёг).
Как нужно
произносить сочетание звуков в слове сжёг, сбил?
|
Познавательные УУД
Владеть
приёмами анализа и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
Соблюдать
в практике речевого общения орфоэпические нормы.
|
III.
Постановка проблемы (основного вопроса урока).
|
Проблемная
ситуация.
Ученики читают материал и выполняют задания под
рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в
презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз
опознавательный признак орфограммы – наличие глухого или звонкого согласного в
корне слова, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора
букв-согласных З или С
в приставке. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву
– З или С–
нужно писать в приставках перед согласными буквами в корне? Проблемный вопрос
можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике
С.И.Львовой на стр. 19, 5 кл.
Сформулируйте цель, которую вы ставите себе на уроке.
-
узнать что …
- научиться чему…
|
Регулятивные УУД
1.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.
Формулировать проблему урока.
3. Искать
пути решения проблемы.
4.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
IV.
Открытие нового знания.
|
1. На слайде с
помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов, используются
вопросы: Что объединяет записанные слова? (Слова отвечают на вопрос
какой, модель слова одинаковая: приставка, корень, суффикс, окончание).
Какими чертами характера вы бы не хотели обладать? Почему?
2. Далее
учащиеся самостоятельно в парах подбирают и записывают в тетрадях
однокоренные слова к словам 1го
столбика, наблюдают над согласными корня, устанавливают закономерность использования
букв З и С в приставке.
|
Познавательные УУД
Перерабатывать
и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
Коммуникативные УУД
|
V.
Развитие языковых, правописных и речевых умений.
|
1. Выполнение упражнений для первичного развития
умений.
Упр. 440. Развивается умение объяснять условия выбора изучаемой
орфограммы, умение строить слова по указанной модели, а также подбор
однокоренных слов с приставками на З
и С.
Списывание
с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 441. Умение подбирать однокоренные слова. Совершенствуются орфографические умения –
писать слова с орфограммой, а также
устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Половину
задания ученики выполняют коллективно устно, затем письменно в парах.
Самопроверка.
2.Замените словосочетание на одно слово-прилагательное,
запишите, обозначив орфограмму:
Небо без звёзд. Человек без
совести. Не имеющий страха. Ночь без
сна.
Живёт без заботы. Фильм без звука.
Взаимопроверка в парах. Сравни с моделью слова: приставка, корень, суффикс,
окончание.
Сколько
букв З или С в слове и почему?
3. Смотрим слайд презентации.
Развитие
умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой в корне: проверяемой согласной в
корне слова: (низкорослый),
безударной гласной в корне слова (роскошный).
|
Познавательные УУД
1.
Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и
отличное, самостоятельно делать выводы).
2. Строить
логические рассуждения.
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД
1.
Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и
отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить
логические рассуждения.
3.
Производить анализ, синтез, сравнение.
|
VI. Итог
урока.
|
– Назовите
ключевые слова (сочетания слов) урока. (Глухие
и звонкие согласные, приставка, буквы
З и С, единообразные приставки, двойные согласные на стыке приставки и корня).
–
Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова
урока.
-Выполните тест. Смотрим
слайд презентации.
- Сделайте
вывод:
Что вы узнали на уроке?
Чему научились?
Для чего нужно знать орфограмму «Правописание приставок на З и С?»?
|
Регулятивные УУД.
|
VII.
Домашнее задание.
|
1. Стр. 19. Выучить приставки на З и С.
2. По выбору
учеников:
Упр. 436, В. 2. или 442 в учебнике Львовой.
Из упр. 436 выписать слова с приставками,
выделить приставки.
|
Познавательные УУД
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий