четверг, 25 декабря 2014 г.

Технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Буквы З и С на конце приставок" в 5 классе



Технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Буквы З и С на конце приставок" в 5 классе
(презентация к уроку).
Составитель урока – Якимова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4 города Зеи Амурской области.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Предметные: находить орфограмму букву З, С  в приставке, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм в приставках с единообразным написанием и приставках на З и С, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний (см. презентацию).

1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Подарок, подтянуть, сбить, сдать, сшил, завязать, сотрудник, поворот, продавец, надкусить, отбить, сжёг
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Гласные в приставках» и «Правописание согласных в приставках». (Это материал, изученный в начальных классах.)
2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:
подарок          подтянуть
завязать        надкусить
продавец        сжёг
поворот         сшил
подтянуть     сбил
сотрудник    отбить                      
– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
- Какие слова могли оказаться в обоих столбиках? Почему? (подтянуть, отбить).
– Что объединяет эти слова? (Общий признак – наличие орфограмм в приставке, которая всегда пишется единообразно и слитно с существительными и глаголами.)
– Обозначьте в словах орфограмму.
– Назовите условия выбора орфограмм.
– На основе графических обозначений сформулируйте правила.
3. В каких словах согласные звуки произносятся не так, как пишутся? Влияет ли это на написание приставки? (сжёг, сбил, отбить, надкусить, подтянуть).
В каком слове из этого списка звуков меньше, чем букв? (сжёг).
Как нужно произносить сочетание звуков в слове сжёг, сбил?
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.




































Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).


Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие глухого или звонкого согласного в корне слова, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора букв-согласных З или С в приставке. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – З или С– нужно писать в приставках перед согласными буквами в корне? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике С.И.Львовой на стр. 19, 5 кл.
Сформулируйте цель, которую вы ставите себе на уроке.
 - узнать что …
- научиться чему…


Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.









IV. Открытие нового знания.
1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов, используются вопросы: Что объединяет записанные слова? (Слова отвечают на вопрос какой, модель слова одинаковая: приставка, корень, суффикс, окончание). Какими чертами характера вы бы не хотели обладать? Почему?
2. Далее учащиеся самостоятельно в парах подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам  1­го столбика, наблюдают над согласными корня, устанавливают закономерность использования букв З и С в приставке.



Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).


Коммуникативные УУД

V. Развитие языковых, правописных и речевых умений.

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. 440. Развивается умение объяснять условия выбора изучаемой орфограммы, умение строить слова по указанной модели, а также подбор однокоренных слов с приставками на З и С.
Списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 441. Умение подбирать однокоренные слова.  Совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой,  а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Половину задания ученики выполняют коллективно устно, затем письменно в парах.
Самопроверка.

2.Замените словосочетание на одно слово-прилагательное, запишите, обозначив орфограмму:
Небо без звёзд. Человек без совести. Не имеющий  страха. Ночь без сна.
Живёт без заботы. Фильм без звука.

Взаимопроверка в парах. Сравни с моделью слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Сколько букв З или С в слове и почему?

3. Смотрим слайд презентации.
Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой  – буквой в корне: проверяемой согласной в корне слова: (низкорослый), безударной гласной в корне слова (роскошный).

Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы).
2. Строить логические рассуждения.






Регулятивные УУД.


Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.
3. Производить анализ, синтез, сравнение.

VI. Итог урока.

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Глухие и звонкие согласные, приставка,  буквы З и С, единообразные приставки, двойные согласные на стыке приставки и корня).
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.

-Выполните тест. Смотрим слайд презентации.
- Сделайте вывод:
Что вы узнали на уроке?
Чему научились?
Для чего нужно знать орфограмму «Правописание приставок на З и С?»?


Регулятивные УУД.


VII. Домашнее задание.


1. Стр. 19. Выучить приставки на З и С.
2. По выбору учеников:
Упр. 436, В. 2. или 442 в учебнике Львовой.
Из упр. 436 выписать слова с приставками, выделить приставки.

Познавательные УУД




Комментариев нет:

Отправить комментарий