Якимова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4 г.
Зея
Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской
деятельности
Ни для кого не секрет,
что уже в 6 - 7 классе школьники начинают терять интерес к учёбе. Это приводит
к тому, что выпускники школы не обладают творческой инициативой, не имеют
навыка самообразования. Решить эту проблему
помогает исследовательская деятельность. Она позволяет создать такие
условия в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию и
в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.
Известно, что знания,
добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что
получены в готовом виде. Вовлечение
обучающихся в самостоятельное учебное исследование развивает интерес к русскому
языку и литературе, расширяет и актуализирует знания по предмету, а также
обеспечивает самовыражение обучающихся, так как задания творческого характера
основаны на законе необходимого разнообразия в творчестве, на законе высокой
степени самостоятельности. Учебно-исследовательская
деятельность поистине имеет высокий воспитательный и образовательный потенциал.
Прежде чем обучать школьников навыкам
исследовательской деятельности, сама получила специальную подготовку, изучив лекции,
организованные издательством «Первое сентября», по теме «Организация
учебно-исследовательской работы обучающихся по русскому языку».
Обучая шестиклассников, реализую требования ФГОС на
уроках и во внеурочной деятельности. Внедряю в практику школьного обучения
исследовательский подход: включаю обучающихся в учебно-исследовательскую
работу, осознавая её значимость для умственного развития школьников. Мною была составлена программа внеурочной деятельности
«Я познаю мир», главная цель которой - создание условий для самореализации и
развития личности каждого ученика в процессе обучения исследовательской
деятельности. Программа развития школьников нацелена также на обучение школьников
разного возраста самостоятельно, активно добывать знания, сформировать
исследовательские навыки, что соответствует требованиям ФГОС [2].
Исследовательская деятельность даёт возможность
самостоятельного поиска, дарит ученикам радость открытия. В работу с
обучающимися положены принципы: ученик сам решает заняться такой работой,
поскольку ему это нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в
соответствии со своими склонностями; процесс работы над исследованием строится
на основе знаний и умений, которыми владеет ученик; тесное сотрудничество между
учеником и учителем подразумевает доверительные отношения, плодотворные для
обучения и личностного развития (такое общение приносит удовлетворение,
радость); решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован
в результате работы [1].
Ежегодно обучаю школьников методам и приёмам
исследовательской работы. Мною были разработаны и предложены для изучения темы
исследовательских работ, составлен список необходимой литературы, подобраны
методы и приёмы исследования для каждой темы. Для
творчески работающих школьников провожу консультации, на которых оказываю
помощь в формулировании гипотезы, в формулировке темы исследовательской работы,
в составлении плана исследования, в обработке языкового материала и в
оформлении работы. Помогаю в подготовке к выступлению на конференциях, помня
о том, что важнейшую роль в воспитании и
обучении одарённых детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание.
Известно, что не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в
процессе которой возникают положительные эмоции.
В каждом ученике живёт
страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает
интерес к предмету, если ему удаётся
что-то открыть самому. Поэтому стараюсь вызвать интерес к процессу
исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения
работы. На уроках знакомлю обучающихся с исследовательской деятельностью на
примере ранее выполненных работ школьников.
Мне хочется, чтобы количество учеников, занимающихся
исследованием, увеличилось, чтобы учебный процесс давал удовлетворение от
творческой и самостоятельной учебной деятельности. Поэтому на уроках даю
интересные и занимательные задания творческого характера, которые развивают
детей: предлагаю познавательные и лингвистические задачи. Например, обучающиеся 5 и 7 классов наблюдали за
тем, какие обращения используют взрослые, одноклассники и родители. На основе
наблюдений обучающиеся сделали выводы о роли обращений в речи современников. Ученики
трёх классов наблюдали, какие прозвища существуют в классе, во дворе, как
ребята относятся к языковой игре подростков, затем написали рассуждение на тему
«Прозвища». Обучающиеся были включены в диалог, они должны были постараться
убедить своих товарищей в том, что они считали истиной: прозвища опасны или
неопасны? Задания исследовательского характера оказались интересными даже самым
слабым ученикам.
В работе с обучающимися
использую проблемно-диалогический метод обучения. Дискуссия «На каком языке мы говорим?», организованная
в 8 и 9 классах, была полезной для развития самопознания и самовыражения,
способности критически мыслить, уметь защищать свою позицию. Семиклассники дискутировали по поводу употребления в речи
жаргонизмов. Подростки обсуждали ситуации, в которых, по их наблюдениям, часто
употребляются жаргонизмы, выясняли, как окрашивается речь человека, если в ней
появляются эти слова, по какой причине, с какой целью люди нарушают языковые
нормы; выражали свое отношение к рассматриваемому языковому явлению.
Размышления ребят стали основой для исследования одного из членов
разновозрастной группы «Я познаю мир».
Постепенное вовлечение
школьников в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой
методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской
работе. Ведь конечной целью нашей работы является самореализация личности
каждого школьника, а этому лучше всего способствует именно индивидуальная
исследовательская работа.
Наблюдения за
поведением школьников в групповом диалоге позволяют сделать следующие выводы.
Такие формы работы, как групповой диалог, способствуют эмоциональному
раскрепощению детей, так как в свободных диалогах, в процессе обсуждения тем
среди своих друзей они чувствуют себя комфортно и спокойно, естественно и
непринуждённо, а это способствует повышению истинного интереса к предмету,
основанного на коллективном творчестве.
Занимаясь организацией учебно-исследовательской
деятельности обучающихся, я почувствовала изменение своей роли как
учителя: в большей степени становишься
не передатчиком знаний, а партнёром в обучении, включаешься в исследование поставленной проблемы на
равных условиях с учеником и одновременно обучаешь его методике проведения эксперимента. Работа дала возможность мне более широко проявить
творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли
исследователя.
Исследовательская работа приносит удовольствие не
только учителю, но и школьникам; им
нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и
закономерности. Обучающихся 6 – 9 классов привлекают самостоятельные формы
занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою
познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает
подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении
товарищей.
Использование
технологии развития навыков исследовательской деятельности даёт положительные
результаты, о чём свидетельствует анализ анкетирования обучающихся. Было
выявлено, что, занимаясь учебно-исследовательской деятельностью, обучающиеся научились
проводить опрос, работать с научной литературой, анализировать собранный
языковой материал, выступать с докладом; юным исследователям понравился метод статистической обработки
данных («подсчитывать результаты»), вызвал интерес социологический опрос, сама
презентация, «появилась уверенность в себе», «было интересно работать со
словарями и узнавать лексическое
значение слов». Обучающиеся признавались, что было трудно выступать, составлять
план доклада, логически связывать части доклада, трудно сформулировать
гипотезу, что испытали волнение во время защиты работы, но научились побороть
его. Школьники размышляли над тем, как изменила исследовательская работа по
лингвистике их отношение к изучению русского языка: «Я свою работу считаю
небольшим открытием в русском языке», «После конференции я поняла, что русский
язык не трудно, а даже интересно учить», «В русском языке есть много
интересного, что не изучается на уроках», «Интересно сравнить обращения,
принятые в XIX и в XXI веке».
Мною ведётся наблюдение достижений обучающимися личностно
значимых результатов в области исследовательской деятельности. Уровень
исследовательской деятельности обучающихся с каждым годом растёт, о чём свидетельствует качество работ, выполненных
школьниками, что находит отражение в результатах конкурсов. За последние пять
лет вырос уровень исследовательских навыков обучающихся: они занимают призовые
места на конкурсах различного уровня: школьных, муниципальных, городских,
областных и всероссийских. В период 2006 – 2008 г. 33 % школьников, обучающихся
навыкам ведения исследовательской работы, стали призёрами городских и областных
конференций, в период 2009 – 2014 г. – большинство. На Всероссийский заочный конкурс «Первые шаги
в науку» в 2012 – 2014 году в Обнинск было отправлено 12 работ обучающихся МОБУ
СОШ № 4; лауреатами I степени стало пятеро участников, лауреатом II степени – шестеро. В 2014 году во всероссийском
конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани науки», организованном центром
дистанционной поддержки учителей «Академия педагогики», принимали участие пятеро учеников, все заняли
призовые места.
Экспертные комиссии отмечают, что работы моих учеников
не являются рефератами, содержат состоятельное исследование, то есть такое, в
котором поставлены цели и задачи, соответствующие исследовательской части, а
исследуемый языковой материал содержит аргументированные выводы. Несколько
работ получили самую высокую оценку – «Образцовая работа».
Таким образом, используемая мною методика поэтапного
приобщения обучающихся к исследовательской деятельности в области русского
языка, созданные алгоритмы выполнения исследовательских работ приносят успех
школьникам, т.е. являются эффективными в обучении исследованию.
Обучение как
исследование – одна из технологий личностно-ориентированного образования – позволяет
решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с
критическим и творческим мышлением, её применение эффективно в развитии
мышления школьников.
Участие в творческих конкурсах обеспечивает
самовыражение обучающихся. Задания творческого характера основаны на законе
необходимого разнообразия в творчестве, на законе высокой степени самостоятельности,
что является необходимым для одарённых детей.
Развитие навыков
исследовательской деятельности в полной мере способствует творческой
самореализации личности школьников, о чём
говорят результаты участия школьников в
различных творческих конкурсах.
Итак,
учебно-исследовательская деятельность действительно обладает высоким
воспитательным и образовательным потенциалом.
1.
Абрамова С.И.
Организация учебно-исследовательской работы обучающихся по русскому языку. –
М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2.
Федеральные
стандарты начального общего образования, основного общего образования и
основного (полного) общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий