понедельник, 1 июня 2015 г.

Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
3.1. Ведение учителем кружков, секций, факультативов
В течение трёх лет в параллелях 5 – 7 классов ведётся час внеурочной деятельности «Исследовательская работа по русскому языку. Я познаю мир», так как исследовательская деятельность значима для умственного развития школьников, обусловлена социальным заказом родителей. Наполняемость группы в 2013 – 2014 учебном году – 10 человек, в 2014 - 2015 году – 22 человека. /Приложение 39/.
Программа «Я познаю мир. Исследовательская работа по русскому языку (5 - 9 классы)» была разработана в 2007 году на основе материалов курсов повышения квалификации С.В. Абрамовой «Организация учебно-исследовательской работы учащихся по русскому языку» и рассчитана на обучение школьников 5 – 9 классов навыкам ведения учебно-исследовательской работы.
Цель программы внеурочной деятельности – создание условий для самореализации и развития личности каждого ученика в процессе обучения исследовательской деятельности.
В учебно-тематическом плане обозначены задачи обучения по данной программе. Темы занятий сформулированы грамотно, между собой они тесно взаимосвязаны. Обучающимся предлагается целостная система овладения навыками ведения исследовательской работы во всей её полноте: 1) выдвижение гипотез, осуществление их проверки; 2) владение приёмами исследовательской деятельности; 3) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; 4) формулирование полученных результатов. Всё это зафиксировано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку как конкретные задачи, которые сейчас ставятся перед школой.
Актуальность курса обусловлена социальной востребованностью учебно-исследовательской работы школьников, образовательной целесообразностью, высоким развивающим потенциалом учебно-исследовательской работы, запросом самого учителя.
Свои исследования обучающиеся представляют на научно-практических конференциях школьников «Шаг в науку», «Малая академия наук» в виде доклада и мультимедийной презентации и становятся призёрами и победителями конкурсов исследовательских работ. Лучшие из работ представляются на городской и областной конференции, высылаются на дистанционные Всероссийские конкурсы. /Приложение 15/.
В течение 2014 – 2015 учебного года в 9 А классе ведётся факультатив «Текстовые задания на ОГЭ» и элективный курс «Практическое написание изложения и сочинения». Наполняемость группы – 25 человек. Выбор темы элективного курса и факультатива мотивирован тем, что обучающиеся с трудом выполняли текстовые задания в период промежуточной аттестации в прошлом году. В 8 В классе проводится факультатив «Русский язык для письма и говорения». Наполняемость группы – 18 человек.
3.2. Рост мотивации к изучению предмета
Использование в течение многих лет технологии развития навыков исследовательской деятельности даёт положительные результаты в личностном развитии школьников, о чём говорит анализ анкетирования обучающихся, который проводится ежегодно после выступления обучающихся на школьных и городских конференциях. Анкетирование показало, что, занимаясь исследованием, школьники меняют своё отношение к изучению русского языка: процесс исследования даёт удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, вызывает радостные переживания от овладения знаниями.
Было выявлено, что, занимаясь учебно-исследовательской деятельностью, обучающиеся научились проводить опрос, работать с научной литературой, анализировать собранный языковой материал, выступать с докладом; юным исследователям понравился метод статистической обработки данных («подсчитывать результаты»), вызвал интерес социологический опрос, сама презентация, «появилась уверенность в себе», «было интересно работать со словарями и  узнавать лексическое значение слов».
Обучающиеся признавались, что было трудно выступать, составлять план доклада, логически связывать части доклада, трудно сформулировать гипотезу, что испытали волнение во время защиты работы, но научились побороть его.
Школьники размышляли над тем, как изменила исследовательская работа по лингвистике их отношение к изучению русского языка: «Я свою работу считаю небольшим открытием в русском языке», «После конференции я поняла, что русский язык не трудно, а даже интересно учить», «В русском языке есть много интересного, что не изучается на уроках», «Интересно сравнить обращения, принятые в XIX и в XXI веке». /Приложение 9, пункт 5.5.3/.
В МОБУ СОШ № 4 города Зеи Амурской области обучаются школьники, обладающие различным уровнем интеллекта, коммуникативной и творческой активности.
Несмотря на высокий уровень тревожности, мотивация к обучению русскому языку как школьному предмету положительная, как показала проведённая в 2014 году в 6 А, 8 В, 9 А классах диагностика «Моё отношение к предмету». Результаты диагностики представлены в таблице «Уровень мотивации к изучению русского языка»:
Изучаю с интересом
Необходимо изучать, чтобы получать хорошие оценки, чтобы успешно сдать экзамен
Не нравится предмет
44,9 %
44,9 %
10,1 %
Таблица показывает, что 89,8 % обучающихся имеют положительную мотивацию к обучению предмета «Русский язык». /Приложение 18/.
Интерес обучающихся к предмету русский язык наблюдается учителями, присутствующими на открытых уроках. /Приложение 34/. Факт наличия интереса к изучению русского языка и литературы подтверждают обучающиеся в листах самооценки участия в конференциях и в своих отзывах об учителе. /Пункт 5.5.3/.
Проведённое в 2013 – 2014 учебном году исследование школьного психолога – анкета «Учитель глазами учеников» - показало, что на уроках русского языка и литературы – теплый микроклимат. Этот фактор тоже влияет на создание положительной мотивации к изучению русского языка и литературы.
Стабильно высок рейтинг учителя русского языка среди обучающихся 5 А, 7 В и 8 А классов.
Таблица «Учитель глазами учеников»
Утверждение
2012
2012
2013
2013
2014
2014
2014
7 В
8 А
7 В
8 А
5 А
7 В
8 А
Хорошо знает свой предмет
92,5
95,6
93,7
95
96,5
93,3
96,1
Умеет вызвать интерес к изучению новой темы
72,2
95,8
73,1
95,9
100
73,3
96,1
Подходит к делу творчески
72,2
92,3
73,1
92,2
86,2
73,3
92,3
Излагает материал ясно и доступно
72,2
90,9
73,3
90,7
93,1
73,3
92,3
Предъявляет материал разными способами
87,3
78,4
92,6
80,6
100
93,3
80,7
Демонстрирует культуру речи
80
95,9
77
95,9
96,5
80
96,1
Доброжелателен и тактичен в поведении
79
100
79,5
100
100
80
100
Требователен
100
85,7
79,5
84,6
89,6
80
84,6
Объективен в оценке знаний
86,4
99,8
86,2
99,3
93,1
86,6
100
Анкета «Учитель глазами учеников»
В анкетировании в 2014 году участвовало 29 учеников 5 А класса, 15 - 7 В класса, 26 - 8 А класса. Большинство опрошенных учеников считает, что учитель умеет вызвать интерес к изучению предмета, предъявляет материал разными способами. Анализируя полученные от психолога данные, следует отметить высокую оценку, которую респонденты, обучающиеся 5 А, 7 В, 8 А классов, дали профессиональным качествам учителя. 
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы потери интереса к учёбе является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникло убеждение о необходимости приобщать обучающихся к исследовательской и актёрской деятельности и к участию в игре-конкурсе «Русский медвежонок – Языкознание для всех», поэтому веду час внеурочной деятельности в группе смешанного состава для учеников 6 – 9-х классов, обучая их ведению исследовательской работы. Наполняемость группы в 2013 году – 10 человек, в 2014 году – 22 человека.
В 2013 – 2014 учебном году в 7 и 8 классе проводился факультатив «Русский язык для письма и говорения», занятия систематически посещало 40 человек - 81,6 % от общего количества обучающихся. В 2012 – 2013 учебном году дополнительные занятия по русскому языку для подготовки к ЕГЭ посещало 14 из 20 обучающихся 11 А класса (70 %).
Веду индивидуальные занятия для учеников, принимающих участие в школьных и городских конкурсах чтецов, обучаю их выразительному чтению и актёрскому мастерству. Занятия посещают пятеро учеников. Провожу индивидуальные занятия для слабоуспевающих учеников. Подтверждение можно найти в отзыве родителей. /Пункт 5.5.2 /.
В МОБУ СОШ № 4 созданы все условия для удовлетворения познавательных потребностей обучающихся. Формированию приоритета знаний в жизни школьников способствует участие детей в международном предметном конкурсе «Медвежонок – Языкознание для всех». Интерес к игре-конкурсу не исчезает: в ноябре 2012 – 2013 учебного года в нём приняло участие 42 ученика (общее число участников – 140), в следующем  – 27 учеников, в прошедшем – 29 учеников 6 А, 8 В и 9 А классов. Ежегодно в адрес школы приходят благодарственные письма от организаторов конкурса за активное участие в нем обучающихся нашей школы, за помощь в организации конкурса. /Диск. Критерий 7.6/.
Таким образом, можно отметить, что ученики заинтересованы предметом русский язык и литература.
3.3. Рост числа учеников-участников творческих конкурсов с указанием уровня, очно-заочного формата участия за три года
Наблюдается увеличение числа участников предметных конкурсов Всероссийского уровня, повышение результативности участия, интерес к дистанционным формам проведения конкурсов. Это происходит потому, что школьники имеют стабильный интерес к обучению, повышается мотивация одарённых детей к творческой работе. Основанием для данного утверждения могут быть данные таблицы «Достижения обучающихся в конкурсах творческих работ», представленной в пункте 3.4. В 2012 – 2013 учебном году в конкурсах различного уровня  приняло участие 14 обучающихся, в 2013 – 2014 – четверо, в 2014 – 2015 – пятнадцать обучающихся 6 – 9 классов.
Понимаю, что чем больше интереса на уроках, тем больше педагогический успех, поэтому создаю в классе творческий настрой. Творчество ученика начинается с того, что он начинает делать что-то сам. Мои ученики участвуют в конкурсах сочинений, исследовательских работ, занимаются поисковой краеведческой работой. Поощряю попытки самостоятельной деятельности, побуждаю к постановке трудных целей, помогаю проявить способности, развиваю инициативу школьников. /Приложение 12, 13, пункт 5.5.2/.
3.4. Достижения учащихся – призёров, победителей творческих конкурсов за три года
Ежегодно в школе отслеживаются достижения учеников в различных конкурсах творческих работ (сочинений, газет), конкурсах чтецов, конкурсах грамотного письма. Они представлены ниже в таблице достижений обучающихся. /Приложение13/.
Таблица «Достижения обучающихся в конкурсах творческих работ»
Год/ №
Обучающийся
Название
мероприятия
Уровень
Результат
2012 – 2013 учебный год
1
Телятников Матвей
(6 В класс)
Областной конкурс сочинений-признаний и презентаций «Мой учитель»
областной
участник
2
Зуева Катя
(11 А класс)
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
муниципальный
призёр
3
Беликова Юлия
(6 класс)
Конкурс юных чтецов «Самая родная» (очно)
школьный
1 место
4
Карлина Светлана
(6 В класс)
Областной конкурс литературного творчества «На круглой планете есть место всем на свете»
муниципальный
победитель
5
Барышева Елена
(6 В класс)
Городской конкурс сочинений «Если бы я был губернатором»
муниципальный
2 место
6
Беликова Юлия
(6 В класс)
III Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» (очно)
муниципальный
Призёр
(2 место)
7
Скрундь Владислав
(6 В класс)
Областной конкурс сочинений-признаний и презентаций «Мой учитель»
областной
участник
8
Регир Оксана, Шмелёв Геннадий
(11 А класс)
Школьный конкурс лингвистических газет «Наш друг – словарь». Газета «Сладости языка».
школьный
2 место
9
Шпинёва Таня, Поспелова Ольга
(6 В класс)
Школьный конкурс лингвистических газет «Наш друг – словарь». Газета «Тайна толкового словаря»
школьный
1 место
10
Новожилов Даниил, Галичева Галина, Комарова Вика
(11 А класс)
Школьный конкурс лингвистических газет «Наш друг – словарь». Газета «Орфоэпический словарь»
школьный
участники
2013 – 2014 учебный год
1
Телятников Матвей
(7 В класс)
Всероссийский конкурс творческих работ «Если бы я был президентом»
Всероссийский
2 место
2
Карлина Светлана
(7 В класс)
Всероссийский конкурс творческих работ «Младшие друзья»
Всероссийский
2 место
3
Петрукова Лиза
(8 А класс)
Международный конкурс-игра «Русский медвежонок -  языкознание для всех»
муниципальный
3 место
4
Кучерюк Максим
(5 А класс)
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Пусть всегда будет мама»
международный
лауреат
2014 – 2015 учебный год
1
Телятников Матвей
(7 В класс)
Международный конкурс «Чтоб здоровым быть всегда, физкультура всем нужна».
Сочинение «Активный отдых и спорт – здоровья оплот»
международный
лауреат
2
Карлина Светлана
(7 В класс)
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Ребята и зверята». Сочинение «Столовая для пернатых».
международный
лауреат
3
Енакиева Светлана
(8 А класс)
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Экология в творчестве».   (inet21.com). Сочинение «Письмо людям от лесных жителей»
международный
Победитель

4
Максимова Анастасия
(8 В класс)
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Экология в творчестве».   (inet21.com). Сочинение «Рассказ о родном крае»
международный
Лауреат

5
Пенягина Ксения
(5 А класс)
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Экология в творчестве».   (inet21.com). Сочинение «Красота должна быть вечной»
международный
Лауреат

6
Телятников Матвей
 (7 В класс)
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Экология в творчестве».   (inet21.com). Очерк "Наш дом"
международный
Лауреат

7
Шевляков Александр
( 9 А класс)
Игра-конкурс «Русский медвежонок – 2014»
муниципальный
Победитель
8
Петрукова Елизавета
(9 А класс)
3 место за реферат «Жизненная и поэтическая сила пословиц» во Всероссийском конкурсе реферативных работ «Новый горизонт», организованном Центром дистанционной поддержки учителей «Академия педагогики» на интернет-порталеpedakademy.ru
Всероссийский
3 место
9
Пенягина Ксения
(6 А класс)
3 место в областном конкурсе «Экология глазами амурских детей». Сочинение-эссе «Красота должна быть вечной».
областной
3 место
10
Пенягина Ксения и Кривченко Александра
(6 А класс),
Петрукова Елизавета и Казармин Артём
(9 А класс)
Лауреаты ХI Всероссийского конкурса сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое перо-2014». Итоги конкурса доступны для свободного ознакомления на страницах эл СМИ «Академия педагогики» в разделе «Итоги»
Всероссийский
лауреат
11
Танака Эри
(6 А класс)

Победитель ХI Всероссийского конкурса сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое перо-2014».
Всероссийский
1 место
12
Пенягина Ксения,
Танака Эри,
Кривченко Александра,
Якушева Екатерина
(6 А класс)
Городской конкурс сочинений «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».
муниципальный
участие
13
Якушева Екатерина
(6 А класс)
2 место в районном конкурсе сочинений «Сердцу милые места». Сочинение «Мое любимое место отдыха».
районный
2 место
14
Кривченко Александра
(6 А класс)

Участник районного конкурса сочинений «Сердцу милые места». Сочинение «Сердцу милые места».
районный
участие
15
Филиппова Виктория
(8 В класс)
2 место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету!» Номинация «Четыре с хвостиком». Сочинение «Есть ли в мире людей человечность?»
муниципальный
2 место
16
Филиппова Виктория
(8 В класс)
1 место в IV Всероссийском конкурсе сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое перо-2015». Сочинение «Есть ли в мире людей человечность?»
Всероссийский
1 место
17
Кривченко Александра
(6 А класс)
3 место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету!» Номинация «Четыре с хвостиком». Сочинение «Дружба человека с собакой».
муниципальный
3 место
18
Якушева Екатерина
(6 А класс)
2 место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Амурский край – люби его и воспевай». Сочинение «Сердцу милые места».
муниципальный
2 место
19
Пенягина Ксения
(6 А класс)
Участник Всероссийского конкурса сочинений «Жизнь и приключения книги в библиотеке».
Всероссийский
участие
20
Кривченко Александра
(6 А класс)
2 место в городском конкурсе сочинений «Зелёная планета – 2015».Номинация «Жизнь леса и судьбы людей».  Сочинение «Раненое сердце».
муниципальный
2 место
21
Кривченко Александра
(6 А класс)
Участник областного заочного конкурса сочинений «Зелёная планета – 2015». Номинация «Жизнь леса и судьбы людей». Сочинение «Раненое сердце».
областной
участие
22
Кривченко Александра
(6 А класс)
1 место в IV Всероссийском конкурсе сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое перо-2015». Сочинение «Раненое сердце».
Всероссийский
1 место
23
Пенягина Ксения
(6 А класс)
Победитель в Международном дистанционном конкурсе творческих работ «Удивительный мир литературы». Сочинение «Книга, которая учит дружить».
международный
Победитель
24
Якушева Екатерина
(6 А класс)
3 место во Всероссийском конкурсе сочинений «Золотое перо». Сочинение «Моё любимое место отдыха».
Всероссийский
3 место
25
Петрукова Елизавета
(9 А класс)
Участница Международного дистанционного конкурса творческих работ «Удивительный мир литературы». Сочинение «Мои любимые литературные герои».
международный
участие
26
Кучерюк Максим
(6 А класс)
Областной конкурс «Лучший урок письма–2015». Номинация «С чего начинается Родина…», «Мой рецепт счастливой семьи». Сочинение-письмо маме «Спасибо тебе, родная…»
областной
участие
27
Енакиева Светлана
(9 А класс)


Областной конкурс «Лучший урок письма-2015». Номинация «Как изменить мир к лучшему», «Напиши письмо и расскажи о мире, в котором тебе хотелось бы вырасти».
областной
участие
28
Кривченко Александра
(6 А класс)

Областной конкурс «Лучший урок письма–2015». Номинация «Как изменить мир к лучшему. Сочинение «Я выбираю спорт!»
областной
участие
28
Максимова Анастасия
(8 В класс)

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма-2015». Номинация «С чего начинается Родина…». Сочинение-письмо «Рассказ о родном крае».
Всероссийский
участие
30
Пенягина Ксения
(6 А класс)
Областной конкурс «Лучший урок письма–2015». Номинация «Как изменить мир к лучшему». Сочинение «Я выбираю спорт!»
областной
участие
31
Беликова Юлия, Филиппова Виктория
(8 В класс)
Участие в муниципальном этапе областного заочного конкурса на лучшее оформление газеты «9 Мая 1945 года. Дню Победы посвящается!».
муниципальный
участие
32
Якушева Екатерина
(6 А класс)
Городской конкурс грамотного письма «Грамотей–2015» (очно)
муниципальный
участие
33
Кривченко Александра
(6 А класс)

V Всероссийский конкурс сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое перо-2015». Сочинение «Дружба человека с собакой».
Всероссийский
1 место
34
Кривченко Александра
(6 А класс)

V Всероссийский конкурс сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое перо-2015». Сочинение «Сердцу милые места».
Всероссийский
2 место
35
Фищук Марина, Кучерюк Максим, Осипова Аня, Тарабанько Алена
(6 А класс)
Школьный очный конкурс чтецов «Живая классика». Фестиваль литературной прозы «Строки, опаленные войной…»
школьный
участник
Фотографии лучших лингвистических газет, созданных обучающимися в Год русского языка во время проведения Предметной Недели, фото участников Фестиваля литературной прозы «Строки, опаленные войной…» представлены на диске в папке 5.1.
Многие ученики становятся победителями и призёрами городских, областных, Всероссийских и международных дистанционных конкурсов сочинений. В 2012 году трое учеников стали победителями в разных номинациях заочного областного творческого конкурса «Зелёное перо»; Барышева Елена, ученица 6 класса, заняла 2 место в городском конкурсе сочинений «Если бы я был губернатором».
В 2013 году Телятников Матвей стал призёром Всероссийского конкурса творческих работ «Если бы я был президентом» в номинации «Школа моей мечты» (http://pedagogsobr.ru/konkursshow/12), в 2014 году лауреатом Международного конкурса «Чтоб здоровым быть всегда, физкультура всем нужна» (http://inet21.com).
В 2012 – 2013 учебном году победителем в муниципальном этапе Второго Международного детского творческого конкурса «Сказки Красивого Сердца» в номинации «На круглой планете есть место всем на свете» моя ученица Карлина Света тоже заняла 1 место. Её сочинение-рассказ «Кормушка» было напечатано в газете «Зейский вестник». Карлина Светлана также стала призёром Всероссийского конкурса творческих работ «Младшие друзья», получила медаль II степени.  
В 2014 – 2015 году Пенягина Ксения заняла 3 место в областном конкурсе «Экология глазами амурских детей», Якушева Екатерина – 3 место в районном конкурсе сочинений «Сердцу милые места», 2 место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Амурский край – люби его и воспевай!», Филиппова Виктория – 2 место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету!», Кривченко Александра – 3 место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету!», 2 место в городском конкурсе сочинений «Зелёная планета – 2015».
Ежегодно ведётся специальная подготовка обучающихся к конкурсам чтецов «О тебе, любимый город», «Самая родная», «Живая классика».  Жюри отмечает высокое мастерство выразительного чтения. В 2012 – 2013 году на школьном конкурсе «Самая родная» ученица Беликова Юлия заняла 1 место, а в муниципальном этапе III Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» - 2 место. /Приложение 13; сайт «Наша школа»/.
Анализируя данные таблицы, можно проследить личностный рост некоторых учеников, активно занятых во внеурочной деятельности по предмету: Петруковой Елизаветы, Телятникова Матвея, Карлиной Светланы, Беликовой Юлии, Пенягиной Ксении, Якушевой Екатерины, Кривченко Александры. В 2013 – 2015 году наибольшее количество призовых мест принесли школе обучающиеся 6 А класса Пенягина Ксения, Якушева Екатерина, Кривченко Александра. Информация об их достижениях представлена ниже в пункте 5.1. Сами ребята высоко ценят возможность заниматься дополнительно, тепло отзываются о занятиях в кружке «Я познаю мир», индивидуальных консультациях. Отзывы обучающихся, копии дипломов и сертификатов представлены в приложении 13, а также в пункте 5.5.3.
3.5. Выбор обучающимися ГИА по предмету в процентном отношении к числу обучающихся
В 2013 году  экзамен по литературе как предмету по выбору учащихся сдавала Попова Анна, обучающаяся 11 А класса, что составило 4,8 % от общего количества учеников 11 А класса (в классе обучался 21 ученик). Предмет литература не является востребованным для поступления в большинство вузов страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий