Педагогическое
сопровождение одарённых детей
Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на
людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые
задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития
детской одарённости. Роль школы в этом процессе велика. Обучение опережает
развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают.
Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в
специальном обучении.
Мы живем вдалеке от центра, и детей,
одарённых в области филологии, мало, но они есть. У нас не приходится говорить
о филологических классах, поэтому мы, учителя-словесники школы № 4, развиваем
творческие способности учеников как на уроках, так и во внеурочной
деятельности.
Используются различные формы работы с одарёнными. Это
олимпиады, конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, газет; участие в мероприятиях
городской программы «Одарённые дети»; конкурс «Грамотей»; участие в
мероприятиях Предметной Недели; участие конкурсе «Русский медвежонок –
языкознание для всех»; учебно-исследовательская работа обучающихся; внеклассные
мероприятия: литературная гостиная, спектакль.
Ученики, мотивированные на успех, на расширение
кругозора, занимаются по программе индивидуального развития. Она основывается на знании
особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими
характеристиками, гибко приспосабливается к динамике его развития под влиянием
обучения. Такой подход к ребёнку – залог успеха.
В работе с одарёнными детьми
использую проблемно-диалогический метод обучения. Задания при применении этого метода
просты по конструкции, но имеют высокую концентрацию творчества. Например,
серия вопросов, одна строчка стихотворения, высказывания известных людей служат
импульсом к творческой работе.
Петрукову Елизавету, ученицу 9 А класса, я обучала по
программе индивидуального развития, цель которой, систематизировав и обобщив изученное по предмету русский язык,
подготовить ученицу к олимпиаде, к защите исследовательской работы, а также к
сдаче ОГЭ. Елизавета, отличница в школе, победительница олимпиад по многим
предметам, признается, что испытывает большие трудности в овладении предметами
гуманитарного цикла: литературой, историей, обществознанием, русским языком. Поэтому
ученица нуждается в индивидуальном сопровождении, и помощь ей оказывалась
систематически, прививались навыки самообразования, необходимые для дальнейшего
обучения. Содержание индивидуальных занятий изменялось, не предполагалась
строгая разбивка материала по занятиям. Учитывались интересы и желания ученицы,
во всех подробностях изучалось то, что ей интересно делать, и редуцировалось
то, что вызывает скуку.
По программе индивидуального развития
обучались также ученицы 6 А класса Пенягина Ксения, Якушева Екатерина,
Кривченко Александра. Форма занятий -
индивидуальные или групповые консультации,
цель которых – дать практические рекомендации по выполнению заданий
повышенной трудности, качественно подготовить к творческим конкурсам, а не
только обучить навыкам ведения исследовательской работы или проекта в кружке «Я познаю мир», в котором ученицы
занимаются второй год. На занятиях в текущем учебном году ученицы выполняли
олимпиадные задания, знакомились с различными жанрами сочинений. /Пункт 5.5.3/.
Групповая форма организации занятий в наибольшей
степени способствует формированию ответственности, взаимопонимания; одарённые дети более заинтересованно
обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний,
формируются умения творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и
настойчивость в принятии решений.
Есть положительные результаты такой
деятельности: ученицам интересно заниматься в кружке, выполнять сложные
задания, выступать на конференциях; шестиклассницы становятся призёрами и
победителями многих творческих конкурсов: конкурсов сочинений, проектов,
исследовательских работ. /Приложение 12,
13, 14, 15, 16/.
Участие в творческих конкурсах обеспечивает самовыражение учащихся.
Задания творческого характера основаны на законе необходимого разнообразия в
творчестве, на законе высокой степени самостоятельности, что является
необходимым для одарённых детей.
Информация о высоких достижениях
учениц, обучающихся по программе индивидуального развития (выписка из таблиц,
представленных в пунктах 2.4 и 3.4)
год
|
Фамилия, имя ученика
|
Название конкурса / конкурсной работы
|
Уровень
|
Результат
|
2013
|
Петрукова Елизавета
(8 А класс)
|
Всероссийский
заочный конкурс исследовательских работ учащихся «Шаги в науку» 2013-2014
года (г. Обнинск). Исследовательская работа «Литературная норма и её нарушение как средство
создания образа комического героя в рассказах Михаила Зощенко»
|
всероссийский
|
Лауреат II степени
|
2013
|
Якушева Екатерина
(5 А класс)
|
Школьная
научно-практическая конференция «Малая академия наук». Исследовательская работа «Влияние SMS на
грамотность школьников»
|
школьный
|
1 место
|
2013
|
Якушева Екатерина
(5 А класс)
|
Городская
научно-практическая конференция. Исследовательская работа «Влияние SMS на
грамотность школьников»
|
муниципальный
|
3 место
|
2013
|
Петрукова
Лиза
(8
А класс)
|
Международный конкурс-игра
«Русский медвежонок - языкознание для
всех»
|
муниципальный
|
3
место
|
2014
|
Петрукова Елизавета
(9 А класс)
|
Всероссийский конкурс
проектно-исследовательских работ «Грани науки». Исследовательская работа «Литературная норма и её нарушение
как средство создания образа комического героя в рассказах Михаила Зощенко»
|
Всероссийский
|
лауреат
|
2014
|
Петрукова Елизавета
(9 А класс)
|
Реферат
«Жизненная и поэтическая сила пословиц». Всероссийский конкурс реферативных
работ «Новый горизонт». pedakademy.ru
|
Всероссийский
|
3
место
|
2014
|
Якушева Екатерина
(6 А класс)
|
Исследовательская работа «Влияние SMS на
грамотность школьников»
|
Всероссийский
|
лауреат
|
2015
|
Якушева
Екатерина
(6 А класс)
|
Школьная НПК
«Малая академия наук». Проект «Секрет одного слова»
|
школьный
|
2 место
|
2015
|
Якушева
Екатерина
(6 А класс)
|
Городская НПК
«Малая академия наук». Проект «Секрет одного слова»
|
муниципальный
|
2 место
|
2015
|
Якушева
Екатерина
(6 А класс)
|
Всероссийский
конкурс проектных и исследовательских работ «Грани науки» Проект «Секрет
одного слова»
|
Всероссийский
|
3 место
|
2015
|
Пенягина Ксения
(5 А класс)
|
Международный дистанционный конкурс творческих работ «Экология в
творчестве». (inet21.com). Сочинение
«Красота должна быть вечной»
|
международный
|
Лауреат
|
2015
|
Пенягина Ксения
(6 А класс)
|
3
место в областном конкурсе «Экология глазами амурских детей». Сочинение-эссе
«Красота должна быть вечной».
|
областной
|
3
место
|
2015
|
Пенягина Ксения и Кривченко Александра
(6 А класс),
Петрукова Елизавета
(9 А класс)
|
Лауреаты ХI
Всероссийского конкурса сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое
перо-2014». Итоги конкурса доступны для свободного ознакомления на страницах
эл СМИ «Академия педагогики» в разделе «Итоги»
|
Всероссийский
|
лауреат
|
2015
|
Якушева Екатерина
(6 А класс)
|
2 место в
районном конкурсе сочинений «Сердцу милые места». Сочинение «Мое любимое
место отдыха».
|
районный
|
2
место
|
2015
|
Кривченко Александра
(6 А класс)
|
3
место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Сохраним
планету эту, у нас другой на свете нету!» Номинация «Четыре с хвостиком». Сочинение
«Дружба человека с собакой».
|
муниципальный
|
3
место
|
2015
|
Якушева Екатерина
(6 А класс)
|
2
место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Амурский
край – люби его и воспевай». Сочинение «Сердцу милые места».
|
муниципальный
|
2
место
|
2015
|
Кривченко Александра
(6 А класс)
|
2 место в
городском конкурсе сочинений «Зелёная планета – 2015». Номинация
«Жизнь леса и судьбы людей». Сочинение
«Раненое сердце».
|
муниципальный
|
2 место
|
2015
|
Кривченко Александра
(6 А класс)
|
1 место в IV
Всероссийском конкурсе сочинений для учащихся 1 – 11 классов «Золотое перо-2015». Сочинение
«Раненое сердце».
|
Всероссийский
|
1
место
|
2015
|
Пенягина Ксения
(6 А класс)
|
Победитель
в Международном дистанционном конкурсе творческих работ «Удивительный мир
литературы». Сочинение «Книга, которая учит дружить».
|
международный
|
Победитель
|
2015
|
Якушева Екатерина
(6 А класс)
|
3
место во Всероссийском конкурсе сочинений «Золотое перо». Сочинение «Моё
любимое место отдыха».
|
Всероссийский
|
3
место
|
2015
|
Кривченко Александра
(6 А класс)
|
V Всероссийский конкурс сочинений для учащихся 1 – 11
классов «Золотое перо-2015». Сочинение «Дружба человека с собакой».
|
Всероссийский
|
1
место
|
2015
|
Кривченко Александра
(6 А класс)
|
V Всероссийский конкурс сочинений для учащихся 1 – 11
классов «Золотое перо-2015». Сочинение «Сердцу милые места».
|
Всероссийский
|
2
место
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий