Технология организации учебно-исследовательской
работы в школе
I. Этап «Это интересно!». Задача учителя -
вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и
способом выполнения работы. На уроках или во внеурочное время учитель знакомит
обучающихся с учебно-исследовательской деятельностью на примере работ известных
учёных или ранее
выполненных исследовательских работ школьников.
II. Этап «Выбираем тему». На данном
этапе учителем определяется круг проблем, требующих решения, формулируются темы
предполагаемых исследований. Тем должно быть столько, чтобы у обучающихся
появилась возможность выбора.
Требования к
теме исследовательской работы:
- тема должна
быть интересна ребёнку,
учитывать особенности его интересов, склонности;
- через
решение предложенной темы ученик должен максимально реализовать свой творческий потенциал,
раскрыть лучшие стороны своего интеллекта;
- тема должна
быть такой, чтобы работа могла быть выполнена сравнительно быстро;
- тема должна
быть оригинальной.
Совместная
работа при выборе и утверждении тем создаёт
атмосферу сотрудничества между учениками и учителем.
III. Этап «Собираем информацию». Один из
важнейших вопросов данного этапа работы – где добыть нужную информацию,
связанную с проблемой исследования. Материал для работы может черпаться из
самых разных источников: словарей, справочников, энциклопедий, критической
литературы. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным
источникам. Отбор научных фактов не механический, а творческий процесс,
требующий целеустремлённой
работы.
Приведём один из алгоритмов изучения научной литературы.
1. Общее
ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.
2. Беглый
просмотр всего содержания.
3. Чтение в
порядке последовательности расположения материала.
4. Выборочное
чтение какой-либо части произведения.
5. Выписка
представляющих интерес материалов.
6.
Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как
фрагмент текста будущей работы.
Информация
может быть почерпнута также из сети Интернет. В ходе подготовки формируется
план поиска информации и оформляется в виде текстового файла. Такой план
включает название искомых целей, конкретный универсальный указатель ресурсов,
ключевые слова для поиска.
В работе
краеведческого характера источниками для исследования становятся воспоминания
современников, материалы интервью, подготовленных обучающимися, архивные документы из школьного музея, т. е.
неопубликованные источники.
IV. Этап «Выдвигаем гипотезу». Гипотеза
– это предвидение события, это вероятное знание, ещё не доказанное. Профессор П. П. Кохановский даёт следующее определение
гипотезы: «Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение,
сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в
доказательстве». Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, - это
проблема. Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения
проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.
V. Этап «Ищем пути решения проблемы».
Данный этап характеризуется разработкой программы поиска. Учитель проводит
организационную работу по определению видов деятельности над темой
исследования, помогает найти все пути, ведущие к достижению цели. Способы
решения проблем во многом зависят от темы. Учителю необходимо познакомить
обучающихся с общепринятыми, общеизвестными, после чего надо сделать выбор,
оценив эффективность каждого способа. Чаще всего при выполнении
исследовательской работы мы используем такие методы, как эксперимент, метод
дедуктивного наблюдения над языковым явлением, метод классификации и обобщения
фактов.
VI. Этап «Систематизируем и обобщаем
полученные данные». Чтобы облегчить этап систематизации и обобщения
полученных данных, необходимо приучить школьников к регистрации собранного
материала. Каждый пример из художественного произведения (цитата с указанием
страницы) мы фиксируем на отдельном листе бумаги (специально заготовленной
карточке) – их число не ограничено. Это один из самых трудоёмких этапов
исследовательской работы.
Одновременно
с регистрацией собранного материала следует вести его группировку и классификацию.
Классификация даёт
возможность наиболее коротким и правильным путём
войти в круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она облегчает поиск и помогает
устанавливать ранее не замеченные связи и зависимости. Классификацию надо
проводить в течение всего процесса изучения материала. В ходе и в результате
наблюдений осуществляется описание исследовательской работы. Описание может
быть полным и неполным, но всегда предполагает определённую систематизацию материала. Материал может
быть систематизирован в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые
оформляются как приложение.
VII. Этап «Готовим текст исследования».
Продуктом исследовательской деятельности чаще всего становится «сообщение»,
прообраз «доклада» (по А. И. Савенкову), автореферат (реферат, написанный самим
автором труда - по Р. М. Львову), который в нашем случае называется
исследовательской работой. На данном этапе учитель консультирует обучающихся,
координирует их работу, учит правильному оформлению исследовательской работы,
доклада, презентации и аннотации.
VIII. Этап «Защищаем исследовательскую
работу». Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов
обучения школьников исследовательской деятельности. Ученик, сделавший открытие,
часто стремится рассказать об этом другим. Именно поэтому этап защиты
исследовательской работы важен, в первую очередь, не столько для тех, кому
адресовано сообщение, сколько для того, кто рассказывает о своём открытии.
О выполненной
работе надо не только рассказать, её
нужно защитить. В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию,
доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Задача докладчика - точно и
эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо
зачитывание работы, только краткое отражение основного содержания всех глав и
разделов работы. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом
продолжительность выступления 10 минут, поэтому при подготовке доклада из
текста надо отбирать самое главное. При изложении материала следует придерживаться
плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской
работы. Текст защиты строится по плану:
Почему была избрана эта тема?
Какова цель исследования?
Какие ставились задачи?
Какие гипотезы выдвигались?
Какие методы использовались?
Каким был план исследования?
Какие результаты были получены?
Какие выводы были сделаны?
Что можно сделать в дальнейшем?
Программа курса «Исследовательская работа по русскому языку «Я познаю
мир»
Этапы работы:
1 этап – диагностический. Цель –
систематизировать и расширить общелингвистические знания обучающихся, настроить
на языковую рефлексию.
2 этап – обучающий. Обучение методам и
приёмам исследовательской работы.
3 этап – результативный. Представление
работы на научно-практической конференции школьников. Анализ проделанной
работы, обсуждение перспективных планов.
Структура и содержание
курса
Этапы работы
|
Цели и задачи учебно-исследовательской
работы на данном этапе
|
Содержание занятий
|
1. Диагностический (предварительный).
|
Диагностика знаний, навыков и
умений; ориентация в сфере личных интересов обучающихся.
|
Письменные и устные задания,
вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому
языку, способности и интересы участников УИР.
|
Формирование общих
представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с
современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами
исследования.
|
Обсуждение лингвистических
работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование.
|
|
Систематизация, расширение и
углубление знаний о языке.
|
Задания и задачи на
систематизацию теоретических знаний о языке.
|
|
Развитие языковой рефлексии.
|
Задания, нацеливающие
обучающихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной
книжки или дневника исследователя.
|
|
2. Обучающий.
Выбор проблемы исследования.
|
Предварительная ориентация в
выборе проблемы исследования.
|
Обсуждение тем исследования.
|
Изучение научной литературы.
|
Приобретение практических
навыков работы со справочной и научной литературой.
|
Изучение библиотечного
каталога, ксерокопирование работ.
Составление библиографии по
теме. Составление списка литературы.
Разные виды чтения, выделение
главной мысли. Выборочный конспект, обзорный конспект. Обсуждение прочитанных
научных работ; реферирование. Оформление ссылок на литературу в тексте.
|
Формулирование темы, гипотезы, определение
целей, задач, методов.
|
Формирование исследовательских
навыков (формулирование гипотезы, темы, постановка целей и задач исследования,
определение методов в зависимости от объекта исследования).
|
Консультирование по вопросам
формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике
проведения исследования.
|
Сбор материала.
|
Обучение сбору языкового
материала или постановке лингвистического эксперимента.
|
Планирование или проведение
эксперимента, сбор языкового материала.
|
Обработка полученного материала.
|
Обучение статистической
обработке полученного материала и представлению результатов виде таблиц, диаграмм, циклограмм.
|
Обработка полученного
материала.
|
Формулирование выводов.
|
Выработка умения формулировать
выводы.
|
Систематизация и обобщение
результатов работы.
|
Создание текста учебно-исследовательской
работы.
|
Практическое овладение научным
стилем речи.
|
Написание текста
исследовательской работы.
|
Обучение редактированию
научного текста; навыкам «свёртывания» и «развёртывания» текста.
|
Редактирование и оформление
работы, составление аннотации,
тезисного плана. Отбор иллюстративного материала для представления работы.
Стендовый доклад, текст компьютерной презентации, устный доклад.
|
|
3. Результативный.
Представление результатов работы.
|
Овладение навыками устного
публичного выступления.
|
Представление работы на
научно-практической конференции школьников.
|
Оценка работы.
|
Рефлексии на продукт и
результат УИР.
|
Анализ проделанной работы,
обсуждение перспективных планов.
|
ЗАЩИТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
(10-минутный
доклад)
1. Почему была
избрана эта тема?
2. Какова цель
исследования?
3. Какие
ставились задачи?
4. Какие
гипотезы выдвигались?
5. Какие методы
использовались?
6. Каким был
план исследования?
7. Какие
результаты были получены?
8. Какие выводы
были сделаны?
9. Что можно
сделать в дальнейшем?
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
ОПРОС УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ «ШАГ В НАУКУ»
1. Чему вы научились,
занимаясь исследованием? Что узнали?
2. Где и как вы
можете использовать полученный опыт?
3. Что вам
больше всего принесло удовлетворения в работе?
4. Что было
трудно?
5. Как изменила
исследовательская работа по русскому языку ваше отношение к изучению русского
языка в школе?
6. Ваши
предложения по поводу проведения конференции.
7. Ваш возраст,
имя.
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
Анкета для исследователей
1.
Ваши фамилия, имя.
2.
В каком классе, школе, городе вы учитесь? Есть ли в
вашей школе специализация (если есть, то какая)?
3.
Занимались ли вы прежде исследовательской работой? По
какому предмету?
4.
Напишите тему своей учебно-исследовательской работы.
5.
Чему вы научились, занимаясь учебно-исследовательской
работой по русскому языку или по краеведению? Что вы узнали?
6.
Где и как вы можете использовать полученный опыт?
7.
Что вам больше всего понравилось, вызвало интерес в
исследовательской работе?
8.
Что было трудно?
9.
Как изменила исследовательская работа по лингвистике
ваше отношение к изучению русского языка?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Альтшуллер
Г. С. Алгоритм изобретения. – М., 1973. - 173 с.
2. Антонова
Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в
школе, 2007, № 7.
3. Белова
Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску// Частная школа. – 1997. – 123 с.
4. Вазина
К.Я. Коллективная мыследеятельность – модель саморазвития человека. М.:
Педагогика, 1990.
5. Горбич
О.И. Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русскому
языку в школе»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «первое
сентября», 2009. – 80 с.
6. Даутова
О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении.
Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб.: КАРО,
2006.
7. Дьяченко
В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. – М.:
Педагогика, 1989. – 273 с.
8. Идеи
Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа// Цирлина Т. В. На пути к совершенству.
– М.: Сентябрь, 1997.
9. Ильин
Е. Н. Герой нашего урока. – М., 1990. – 234 с.
10. Исследовательская
деятельность обучающихся в профильной школе/ Авт.-сост. Б. А. Татьянкин, О. Ю.
Макаренко, Т. В. Иванникова, И.
11. Кохановский
В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений.-
Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- 256 с.
12. Лингвистика
для всех: Зимняя лингвистическая школа – 2004. М.: Научно-исследовательский
институт развития образования, Департамент образования города Москвы, 2004.
13. Мартынова
С., Л. В. Зуева./ Под ред. Б. А. Татьянкина.- М.: 5 за знания, 2007.-272с. -
(«Электив»).
14. Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное
пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. Кадров /
Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е Петров; Под ред. Е.С.Полат М.: Академия.
2008.
15. Развитие
исследовательской деятельности обучающихся. Методический сборник.- М.: Народное
образование, 2001.- 272.
16. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем
обучении// Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
17. Савичев А. С. Модель предметного содержания
юношеской исследовательской экспедиции.// Народное образование, №10, 1999.
18. Селевко Г. К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.
19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и
способности человека. – М., 1996. – 243 с.
Интернет-ресурсы
по проблемам исследовательской деятельности
www.vernadsky.dnttm.ru Cайт Всероссийского
Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и
английская версии.
www.issi.dnttm.ru Cайт журнала
«Исследовательская работа школьника».
Комментариев нет:
Отправить комментарий